Другая психология » Основные этапы развития психологии » О становлении отечественной психологии (советский период)

О становлении отечественной психологии (советский период)
Страница 1

После Октябрьского переворота в первые годы советской власти отечественная психология продолжала развиваться во взаимодействии с мировой психологической наукой. Поэтому при наличии специфических черт развитие отечественной психологии характеризуется практически теми же закономерностями. Растет интерес к социально-психологическим проблемам, проблемам личности. Возникают новые направления. В области психологии трудовой деятельности, например, возникает одно из направлений практической психологии - психотехника, в области психологии обучения - педология, в области общей психологии - реактология и т.п.

Однако в советское время произошла абсолютизация физиологической идеи. Согласно официальной установке только таким путем могло быть достигнуто истинно научное психологическое знание, только так будут, безусловно, обеспечены передовые позиции советской психологии и ее торжество над реакционной буржуазной психологией Претворение в жизнь официальной установки потребовало активного применения административных методов. Наиболее сокрушительные удары отечественная психология испытала в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936 г.), а затем в связи с Объединенной научной сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященной Павловскому учению (1950 г.).

К концу 50-х - началу 60-х годов сложилась ситуация, когда психологии была отведена роль раздела в физиологии высшей нервной деятельности и комплекса психологических знаний в марксистско-ленинской философии. Фактически это означало отрицание психологии как самостоятельной науки. Почти все основные психологические концепции, получившие признание во всем мире, были запрещены. Серьезно пострадала система подготовки специалистов-психологов, границы сферы практической деятельности психологов сузились до предела. И все-таки вопреки общей губительной направленности административно-идеологического управления развитием психологии, благодаря подвижнической деятельности многих ученых-психологов были сохранены основы психологии как науки, обеспечившие возможность накопления потенциала, необходимого для выхода на качественно новый уровень. Более того, учеными Советского Союза сделан немалый вклад в мировую психологию. Это С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.Ц.Пуни, Д.Н.Узнадзе, П.И.Зинченко и многие другие выдающиеся ученые.

В советский период отечественными учеными было выработано определение психологии как науки о психике, закономерностях ее проявления и развития. Определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое - свойство физиологического; физиологическое материально, психическое идеально; психическое отражение - идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Такие исходные позиции по мере развития психологии и накопления ею данных экспериментальных исследований и практического опыта привели к трудностям самого определения предмета психологии. Все более прослеживается стремление выйти за рамки понимания психологии как науки о психике - свойстве мозга. Идея психологии как науки о человеке, где психическое есть суть человека и человеческого общества в интеграции с историей человечества и развитием Вселенной, явственно прозвучала в 1968г. С выходом в свет книги Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания» эта идея получает все большее признание. Так, например, В.И.Слободчиков и Е.И.Исаев (1995г.) рассматривают психологию человека как психологическую антропологию и говорят о духовности как о самой глубинной сути человека.

Страницы: 1 2 3 4


Методики и процедура исследования конфликтного потенциала личности
Экспериментально - психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Для нашего исследования данная методика дает возможность определить уровень конфликтности личности, используя "коэффициент групповой адаптации" (КГА), который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент КГА, то можно ...

Внутренний мир
Я, которое является посредником между Оно и внешним миром; которое принимает инстинктивные требования первого для того, чтобы удовлетворить их; которое воспринимает информацию из последнего и использует ее как память; которое, сосредоточиваясь на самосохранении, занимает защитную позицию по отношению к чрезмерно сильным требованиям с обе ...

Занятие №9 «В гостях у кошки»
Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности. Задачи: 1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 5. Воспитывать уважение к окружающему мир ...