Психология преступного деяния
Страница 1

Понятие о психологической структуре преступного деяния

В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия преступления лежит понятие волевого действия.

Психологический анализ преступного деяния - это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния.

Преступление как волевое действие индивида осуществляется или как развернутое сложное волевое действие, или как простое волевое действие Структурными элементами преступного деяния, осуществленного в виде сложного волевого действия являются:

1) мотивация и мотивы преступного действия;

2) формирование цели преступного действия;

3) принятие решения о совершении конкретного преступного деяния; направленность и содержание преступного умысла;

4) способы осуществления преступного деяния;

5) достижение результата и отношение субъекта к этому результату.

Эта внутренняя психическая структура преступного деяния коррелирует с внешними условиями - с ситуативными обстоятельствами, наличными средствами достижения цели, объективными условиями выполнения преступного действия.

Специфическая причина преступления как ситуативное объединение компонентов полной причины (на вероятностном уровне)

Поведение человека не детерминируется однозначными факторами, оно имеет вероятностную детерминацию. Быстрое принятие решений в напряженных и конфликтных ситуациях часто бывает не обоснованным выбором, а статистически-вероятностным актом.

Оперирование понятием "полная причина" применительно к поведению конкретного человека означает, по существу, признание фатальной обреченности человека на преступление при наборе обстоятельств, составляющих полную причину. Но всем известно, что даже в самых неблагоприятных обстоятельствах формирования личности люди в большинстве случаев не становятся преступниками.

В специфической причине "объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины".

Субъективными причинами преступления являются социальные позиции личности, система ее ценностей, ее интересы, иерархия мотивов, уровень социализации и правосознания, установки и поведенческие стереотипы.

Субъективные условия - это демографические, этнографические и психодинамические особенности личности, временные психические состояния.

Объективными причинами правонарушений являются противоречия в социально-экономических отношениях.

Объективные условия правонарушений - это недостатки организационного, административно-управленческого характера.

Правонарушения чаще всего характеризуются сочетанием субъективных причин с объективными условиями.

Преступное поведение - это поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, наконец, внутри самой личности. Человеческое поведение - явление наивысшей сложности. Детерминированность человеческого поведения нельзя понимать по аналогии с причинностью в природных явлениях.

Человеческое поведение не бывает прямым следствием непосредственно воздействующих факторов - социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т.п.

В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних условий. Поэтому нельзя обособлять ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности. В преступлении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Ни одно внешнее обстоятельство и ни одно внутреннее обстоятельство сами по себе не порождают поведенческого акта.

Страницы: 1 2


Защитительная речь
При определении предмета защитительной речи при выступлении перед присяжными заседателями следует исходить прежде всего из содержания предусмотренных ч.1 ст.339 УПК РФ основных вопросов: 1) доказано ли, что деяние имело место; 2) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; 3) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Именно а ...

Оперантное обусловливание
С развитием Б.Ф. Скиннером теории оперантного обусловливания появилась еще одна (оперантная) модель обусловливания страхов. В соответствии с этой моделью страхи (преимущественно их поведенческий компонент) могут возникать, поддерживаться и укрепляться под воздействием подкрепления, случающегося после боязливого поведения. Здесь различает ...

Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В совре ...