Психология преступного деянияСтраница 1
Понятие о психологической структуре преступного деяния
В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия преступления лежит понятие волевого действия.
Психологический анализ преступного деяния - это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния.
Преступление как волевое действие индивида осуществляется или как развернутое сложное волевое действие, или как простое волевое действие Структурными элементами преступного деяния, осуществленного в виде сложного волевого действия являются:
1) мотивация и мотивы преступного действия;
2) формирование цели преступного действия;
3) принятие решения о совершении конкретного преступного деяния; направленность и содержание преступного умысла;
4) способы осуществления преступного деяния;
5) достижение результата и отношение субъекта к этому результату.
Эта внутренняя психическая структура преступного деяния коррелирует с внешними условиями - с ситуативными обстоятельствами, наличными средствами достижения цели, объективными условиями выполнения преступного действия.
Специфическая причина преступления как ситуативное объединение компонентов полной причины (на вероятностном уровне)
Поведение человека не детерминируется однозначными факторами, оно имеет вероятностную детерминацию. Быстрое принятие решений в напряженных и конфликтных ситуациях часто бывает не обоснованным выбором, а статистически-вероятностным актом.
Оперирование понятием "полная причина" применительно к поведению конкретного человека означает, по существу, признание фатальной обреченности человека на преступление при наборе обстоятельств, составляющих полную причину. Но всем известно, что даже в самых неблагоприятных обстоятельствах формирования личности люди в большинстве случаев не становятся преступниками.
В специфической причине "объединены наиболее существенные в данной ситуации компоненты полной причины".
Субъективными причинами преступления являются социальные позиции личности, система ее ценностей, ее интересы, иерархия мотивов, уровень социализации и правосознания, установки и поведенческие стереотипы.
Субъективные условия - это демографические, этнографические и психодинамические особенности личности, временные психические состояния.
Объективными причинами правонарушений являются противоречия в социально-экономических отношениях.
Объективные условия правонарушений - это недостатки организационного, административно-управленческого характера.
Правонарушения чаще всего характеризуются сочетанием субъективных причин с объективными условиями.
Преступное поведение - это поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, наконец, внутри самой личности. Человеческое поведение - явление наивысшей сложности. Детерминированность человеческого поведения нельзя понимать по аналогии с причинностью в природных явлениях.
Человеческое поведение не бывает прямым следствием непосредственно воздействующих факторов - социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т.п.
В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних условий. Поэтому нельзя обособлять ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности. В преступлении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Ни одно внешнее обстоятельство и ни одно внутреннее обстоятельство сами по себе не порождают поведенческого акта.
Социальная природа деятельности личности
Человеческая деятельность - это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания. Совместность (общение и ...
Воображение и речь
Исследования показали, что очень мощный шаг в развитии воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задержку развития воображения. Э. Блейлеру и его школе мы обязаны ...
Пластичность поведения простейших
Как мы видим, и в моторной и в сенсорной сфере поведение достигает у ряда видов простейших известной сложности. Достаточно указать на фобическую реакцию (реакцию испуга) туфельки в вышеописанном примере клинотаксиса: наткнувшись на твердое препятствие (или попав в иную неблагоприятную зону), туфелька резко останавливается и принимает «об ...