Другая психология » Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками » Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте

Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте
Страница 1

Изучению межличностных отношений в дошкольных группах посвящено достаточное число исследований. Именно на дошкольных возрастных уровнях удается проследить трансформацию требований, предъявляемых к ребенку извне, в требования, которые он адресует своим сверстниками и самому себе, в эталоны нравственной оценки и самооценки.

Я.Л. Коломинский указывает, что мотивировки выбора сверстника в дошкольных группах классифицируются на следующие виды:

- общая положительная оценка сверстника;

- указание на совместную деятельность;

- указание на успехи в деятельности; и конкретные качества сверстника;

- нравственная оценка сверстника;

- оценка внешности сверстника;

- указание на отсутствие отрицательных качеств [13,

c

. 265].

Анализ экспериментального материала показывает, что преобладающеей мотивировкой на протяжении всего дошкольного возраста является общая эмоционально-положительная оценка сверстника, в основе которой лежит неосознаваемая симпатия («он хороший», «нравится»). Далее идет указание на совместную деятельность (чаще всего игровую). Весьма распространенным мотивом является указание на успехи в той или иной деятельности («хорошо танцует», «быстро бегает»). Затем следует указание на отсутствие отрицательных качеств и форм поведения («не дерется») и особенности внешности сверстника. На старших уровнях дошкольного возраста появляются обобщенные нравственные оценки.

Какие же качества способствуют сближению детей и в конечном итоге определяют их положение в группе?

По данным психологических исследований популярность или непопулярность каждого ребенка среди сверстников определяется в первую очередь уровнем развития его общительности и навыков коллективного общения, уровнем игровых умений, а также личными качествами, которые способны вызвать симпатию, антипатию или безразличное отношение других детей.

Избирательность в общении ребенка со сверстниками зависит от действия положительной тенденции, направленной на ограничение процесса общения и выраженной в отрицательных выборах.

Как отмечает Я.Л. Коломинский, у большинства дошкольников 5-7 лет причиной объединения детей для совместной деятельности служит мотив, который в непосредственно эмоциональной форме отражает наличие потребности в общении.

Общая схема мотивации выбора такова:

1) констатирующий выбор без обоснования;

2) эмоциональная мотивация;

3) функциональная мотивация;

4) личностная мотивация [13,

c

. 267].

Для выяснения детерминации положения ребенка в группе сверстников важно сопоставить «модели» наиболее и наименее предпочитаемых детей, сконструированные по данным высказываний сверстников.

Наиболее значимыми чертами «звезд» оказались качества, которые обеспечивают роль хорошего партнера по игре: умение организовать игру, сговорчивость при распределении ролей, способность внести в игру что-то новое, обогатить ее сюжет

Страницы: 1 2


Строение и функции нервной системы
Нервная система — совокупность образований (нервы, ганглии, органы чувств, мозг) у животных и человека, которая осуществляет восприятие действующих на Организм раздражителей, анализирует их и обеспечивает координированную ответную реакцию. Она регулирует работу всех органов, обеспечивает взаимосвязь различных систем органов, приспосаблив ...

Анализ и интерпретация полученных данных
I этап: Результаты проведенной проективной методики «Рисунки животных» представлены в Таблицах 1-5 (см. в Приложении). Возможны три уровня интерпретации результатов полученных в результате обработки методики «Рисунки животных»: 1) анализируются стилистические особенности рассказов, богатство и бедность словарного запаса, логичность и свя ...

Барьеры самовыражения личности и освобождение от них
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного п ...