Другая психология » Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками » Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте

Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте
Страница 1

Изучению межличностных отношений в дошкольных группах посвящено достаточное число исследований. Именно на дошкольных возрастных уровнях удается проследить трансформацию требований, предъявляемых к ребенку извне, в требования, которые он адресует своим сверстниками и самому себе, в эталоны нравственной оценки и самооценки.

Я.Л. Коломинский указывает, что мотивировки выбора сверстника в дошкольных группах классифицируются на следующие виды:

- общая положительная оценка сверстника;

- указание на совместную деятельность;

- указание на успехи в деятельности; и конкретные качества сверстника;

- нравственная оценка сверстника;

- оценка внешности сверстника;

- указание на отсутствие отрицательных качеств [13,

c

. 265].

Анализ экспериментального материала показывает, что преобладающеей мотивировкой на протяжении всего дошкольного возраста является общая эмоционально-положительная оценка сверстника, в основе которой лежит неосознаваемая симпатия («он хороший», «нравится»). Далее идет указание на совместную деятельность (чаще всего игровую). Весьма распространенным мотивом является указание на успехи в той или иной деятельности («хорошо танцует», «быстро бегает»). Затем следует указание на отсутствие отрицательных качеств и форм поведения («не дерется») и особенности внешности сверстника. На старших уровнях дошкольного возраста появляются обобщенные нравственные оценки.

Какие же качества способствуют сближению детей и в конечном итоге определяют их положение в группе?

По данным психологических исследований популярность или непопулярность каждого ребенка среди сверстников определяется в первую очередь уровнем развития его общительности и навыков коллективного общения, уровнем игровых умений, а также личными качествами, которые способны вызвать симпатию, антипатию или безразличное отношение других детей.

Избирательность в общении ребенка со сверстниками зависит от действия положительной тенденции, направленной на ограничение процесса общения и выраженной в отрицательных выборах.

Как отмечает Я.Л. Коломинский, у большинства дошкольников 5-7 лет причиной объединения детей для совместной деятельности служит мотив, который в непосредственно эмоциональной форме отражает наличие потребности в общении.

Общая схема мотивации выбора такова:

1) констатирующий выбор без обоснования;

2) эмоциональная мотивация;

3) функциональная мотивация;

4) личностная мотивация [13,

c

. 267].

Для выяснения детерминации положения ребенка в группе сверстников важно сопоставить «модели» наиболее и наименее предпочитаемых детей, сконструированные по данным высказываний сверстников.

Наиболее значимыми чертами «звезд» оказались качества, которые обеспечивают роль хорошего партнера по игре: умение организовать игру, сговорчивость при распределении ролей, способность внести в игру что-то новое, обогатить ее сюжет

Страницы: 1 2


Медитация
Методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как "спасение", "избавление от страданий", "просветление", "истинное видение&qu ...

Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка. Обсуждение результатов исследования личностных особенностей студентов, воспитывавшихся без отца
Для проверки выдвинутой нами гипотезы были сформированы 4 группы: 2 экспериментальные и 2 контрольные, в состав которых вошли молодые люди женского и мужского пола. В экспериментальную группу вошли студенты, которые росли в неполной семье (без отца), а в контрольную группу – студенты, которые воспитывались в полной семье с отцом. Возраст ...

Эмпирическое исследование связи ранних воспоминаний и жизненных стратегий личности. Методологические основы и организация исследования
К концу 60-началу 70-х годов 20 века начал свое продвижение феноменологический подход, соответствующий «духу времени», открывший реальность субъективности, преодолевший противоречия между субъектом и объектом познания, вернувший психологии статус гуманитарной науки. Феноменологический подход реализуется в применении качественных исследов ...