Другая психология » Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками » Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте

Особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте
Страница 1

Изучению межличностных отношений в дошкольных группах посвящено достаточное число исследований. Именно на дошкольных возрастных уровнях удается проследить трансформацию требований, предъявляемых к ребенку извне, в требования, которые он адресует своим сверстниками и самому себе, в эталоны нравственной оценки и самооценки.

Я.Л. Коломинский указывает, что мотивировки выбора сверстника в дошкольных группах классифицируются на следующие виды:

- общая положительная оценка сверстника;

- указание на совместную деятельность;

- указание на успехи в деятельности; и конкретные качества сверстника;

- нравственная оценка сверстника;

- оценка внешности сверстника;

- указание на отсутствие отрицательных качеств [13,

c

. 265].

Анализ экспериментального материала показывает, что преобладающеей мотивировкой на протяжении всего дошкольного возраста является общая эмоционально-положительная оценка сверстника, в основе которой лежит неосознаваемая симпатия («он хороший», «нравится»). Далее идет указание на совместную деятельность (чаще всего игровую). Весьма распространенным мотивом является указание на успехи в той или иной деятельности («хорошо танцует», «быстро бегает»). Затем следует указание на отсутствие отрицательных качеств и форм поведения («не дерется») и особенности внешности сверстника. На старших уровнях дошкольного возраста появляются обобщенные нравственные оценки.

Какие же качества способствуют сближению детей и в конечном итоге определяют их положение в группе?

По данным психологических исследований популярность или непопулярность каждого ребенка среди сверстников определяется в первую очередь уровнем развития его общительности и навыков коллективного общения, уровнем игровых умений, а также личными качествами, которые способны вызвать симпатию, антипатию или безразличное отношение других детей.

Избирательность в общении ребенка со сверстниками зависит от действия положительной тенденции, направленной на ограничение процесса общения и выраженной в отрицательных выборах.

Как отмечает Я.Л. Коломинский, у большинства дошкольников 5-7 лет причиной объединения детей для совместной деятельности служит мотив, который в непосредственно эмоциональной форме отражает наличие потребности в общении.

Общая схема мотивации выбора такова:

1) констатирующий выбор без обоснования;

2) эмоциональная мотивация;

3) функциональная мотивация;

4) личностная мотивация [13,

c

. 267].

Для выяснения детерминации положения ребенка в группе сверстников важно сопоставить «модели» наиболее и наименее предпочитаемых детей, сконструированные по данным высказываний сверстников.

Наиболее значимыми чертами «звезд» оказались качества, которые обеспечивают роль хорошего партнера по игре: умение организовать игру, сговорчивость при распределении ролей, способность внести в игру что-то новое, обогатить ее сюжет

Страницы: 1 2


Возрастные аспекты креативности.
В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст (Lehman, 1966). Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с возрастом изменяется мотивация, молодые люди более склонны к поиску отдаленных ассоциаций. Что можно ска ...

Профилактические, диагностические и реабилитационные процедуры ПТСР
Профилактические процедуры ПТСР Существуют различные профилактические процедуры ПТСР. Это различные методики и подходы, которые позволяют человеку предотвратить ПТСР, помогающие справляться ему со стрессовыми травмирующими событиями. Мы приведем некоторые из них. · Кризисная интервенция Кризисная интервенция — это профессиональная психос ...

Константность и предметность
Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Восприятие не может быть ни истинно понято, ни правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. У каждого вида восприятия есть специфические особенности и механизмы. Значение свойств об ...