Психология труда » Психология труда и организационная психология

Психология труда и организационная психология
Страница 1

Вторая половина XXв. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой деятельности –организационной психологии, в которую переходят многие проблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. Это было связано с тем, что в поле зрения специалистов по "человеческому фактору" стали все чаще попадать проблемы работы человека в рамках целостных организаций - промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений. Организационная психология - область научного знания, исследующая и воздействующая на психологические особенности работы человека в рамках целостных организаций – промышленных предприятий, разного рода служб и учреждений, уделяя при этом первостепенное внимание психологическим аспектам функционирования организационных структур.

Организационная психология изучает такие переменные, как: коммуникация; лидерство; групповое принятие решений; урегулирование конфликтов; власть в организации, социальное влияние, организационная политика и структура; создание группы; влияние новой технологии на организацию; а также анализ организационной структуры и развитие организации.

Прогресс в области организационной психологии обусловлен скорее внешними, чем внутренними причинами, как это часто бывает с прикладными дисциплинами. В последнее время главное внешнее влияние оказывают широкомасштабные социально-правовые изменения, в результате которых ко многим аспектам жизни, в том числе и к трудовой деятельности, стали применяться строгие принципы прав чел. Лидерами в области изменения трудового законодательства являются скандинавские страны и США, где запрещена дискриминация работников на основе пола, расы, происхождения и убеждений. Сейчас во многих юрисдикциях закон запрещает дискриминацию персонала, которая противоречит государственной политике. На организационную психологию повлияла также убежденность в том, что большая власть сопряжена с большей ответственностью. Поэтому на крупных работодателей возлагается часть ответственности за качество жизни каждого работника и общества в целом.

Отношения между работодателем и работником и между работодателем и обществом в целом заметно изменились. В прошлом работодатели имели полный контроль над наемными работниками в течение рабочего дня и не несли никакой ответственности за то, что происходило после его окончания. Теперь становятся общепринятыми представления о социальной ответственности, корпоративной этике и общественном контроле. Социальная совесть отражается в такой деятельности предприятий, как организация программ восполнения пробелов в образовании и выравнивания для работников, выросших в неблагоприятных условиях; забота о здоровье работников, открытие детских садов и создание пенсионных программ, а также проявление внимания к качеству жизни рабочих. Психология труда, в основном, занимается частными вопросами организации трудового процесса, особенностями индивида, эргономическими аспектами труда; организационная психология — изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.

В Европе организационная психология получила достаточно широкое распространение только после Второй мировой войны. Это нашло отражение хотя бы в том, что до 60-х годов в голландских университетах не было специальных кафедр по данной дисциплине. Аналогичная ситуация имела место и в большинстве других европейских стран.

Основными отправными точками начального периода развития организационной психологии были:

- развернутая программа по профессиональному отбору во время Первой мировой войны, в рамках которой были разработаны Армейские альфа и бета тесты;

Страницы: 1 2 3 4


Содержание общения
Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона. Учащиеся — красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечест ...

Сценарный анализ
Впервые теория сценария жизни была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60х годов 20 в. В работе «принципы группового лечения» Берн определил сценарий жизни как «бессознательный жизненный план». Позднее, в книге «Что вы делаете после того, как говорите: «Здравствуйте»?» он дал более полное опре ...

Своеобразие младшего школьного возраста как этапа развития.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происход ...