Конфликты и межличностные отношения

Конфликт — это про­тиворечие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (А. Г. Ковалев),

Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях. В социалистическом обществе нет антагонистических противоречий. Поэтому нет масштабных конфликтов, порожденных социально-идеологической несовместимостью. Между тем в годы гражданской войны в нашей стране идеологические расхождения приводили к конфликтам не только чужих друг другу людей, но и родственников: родителей и детей, братьев, сестер.

Капитализм порождает социальное неравенство, что в свою очередь ведет к антагонистическим противоречиям и конфликтам. Яркую картину несовместимости в социально-идеологическом отношении нарисовал Джек Лондон в рассказе «В далеком краю». Он повествует о том, как два незадачливых золотоискателя зазимовали на Крайнем Севере в небольшом домике. Они были представителями разных сословий, у каждого были свои взгляды, идейные ценности. Совместная жизнь была мучительной. Финал оказался трагичным: они погибли в смертельной схватке.

Отсутствие социально-идеологической несовместимости в группах и коллективах нашего общества не означает, что в них нет противоречий и конфликтов. Они есть и возникают по разным причинам.

Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие — вызывают противоборство и разрешаются в нем.

В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностях, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что в длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах коллективах, находящихся в стадии становления и развития противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление этих общностях лиц с трудными характерами — заносчивых, капризных, с преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников сплетников. Такие люди способны па создание атмосфер травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выполняет их прихоти, способствует реализации их коварных замыслов.

В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разобраться. Поэтому выход из создавшегося положения порой отыскивается на путях администрирования.

В личных взаимоотношениях несовместимость редко бывает причиной конфликтов. Скорее несовместимость исключает взаимоотношения на личной основе. Дело в том, что личные взаимоотношения не обязательны. Поэтому, как только обозначается несовместимость и это становится очевидным, — люди расстаются и взаимоотношения прекращаются.


Успокоение «УМА»
Если рассматривать УМ как осознанный иллюзорно приобретённый опыт + интеллект, которому всегда мешают эмоции или внешние и внутренние раздражители, то с бессознательным умом (восточное состояние «НЕ УМА»)*, всё гораздо проще. Вот как нам это состояние «не ума» преподносит восточная философия: водная гладь – суть поверхность массы воды. В ...

Мотивация учебной деятельности школьников и студентов
Для мотивации учебной деятельности предложил свою классификацию П. М. Якобсон (1969). Первый вид мотивов он называл «отрицательными». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться: выговоры, угрозы родителей ...

Семейная социализация
В общественном виде в отечественной педагогике процесс влияния семьи на воспитание будущего поколения принято называть семейным воспитанием. Однако И.С.Кон [12] выдвинул идею о сочетании целенаправленного влияния семьи и всей внутрисемейной атмосферы на развитие будущего поколения. Исходя из исследований по социализации и семейному воспи ...