Психология личности » Функции института образования в обществе

Функции института образования в обществе
Страница 4

той информации, которую давал ему пе­дагог. Однако в современную эпоху традиционный авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма, уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового типа специалиста будь то предприниматель, инженер, экономист или юрист. Этот специа­лист должен не только обладать большими познаниями в соответст­вующей области, но и быть творческой, инициативной личностью, умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать множество факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с ее социальными и культурными последствиями.

Новый, демократический стиль в построении образо­вательного процесса характеризуется следующими особенностями:

1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конк­ретных задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;

2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запо­минанию, а заключается в овладении разнообразной информацией;

3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную работу ученика;

4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;

5) характер отношении между участниками - попеременное доминирование или равенство учителя и ученика;

6) в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а любой носитель ценной информации .

Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая мо­дель образовательного процесса может успешно применяться в процес­се обучения взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного стилей управ­ления учебным процессом. Без демократического стиля, предпола­гающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремле­нием помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.

Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей, безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между ними является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институ­ты окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской профес­сии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на получение образования.

Страницы: 1 2 3 4 


Темперамент и общение
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну ...

Эмоции и информация, хранящаяся в памяти
Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоция возникает из-за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться - не могли собрать всю информацию, необходимую для адекватной реакции. Пешеход, неожиданно выскочивший прямо перед нашей машиной, неожиданный резкий звук, непредвиденная в ...

Характеристика движений
Движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты лишь исходя из этих действий. Как компоненты ...