Введение

Психология - это эмпирическая наука, которая изучает психику человека. Психика же, в свою очередь, реализуется в двух главных модусах, которые можно условно назвать внешний и внутренний, или модус действия и модус переживания. Первое можно зарегистрировать внешне, второе - невозможно, и оно регистрируется только по самоотчетам испытуемых. Необходимость изучения внутреннего модуса психики приводит к частому обращению к понятию сознания, которое, однако, не получает в психологии четкого определения [14, с. 29].

Будучи эмпирической наукой, психология называет сознанием то, что можно изучать, и поэтому понимание сознания в психологии всегда содержательно. Стремление содержательно определить сознание приводит к тому, что достаточно часто происходит отождествление его с теми или иными компонентами психической деятельности, обычно с познавательными (когнитивистский подход, или феномен отождествления сознания и мышления) [6, с. 232].

Измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр феноменов от физиологического сна до сумеречного состояния сознания у больных с тяжелыми формами психической патологии. Объединенные в группу по одному единственному признаку - отличию от "нормального", повседневного состояния сознания - определенного уровня бодрствования, в котором живет и действует человек, они издавна привлекали внимание исследователей различных специальностей.

По мере накопления фактического материала, стало очевидным, что непатологические формы измененных состояний сознания играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например, является необходимым условием жизни и здоровья человека, а нарушения сна - симптомом большого числа самых разнообразных заболеваний.

Изучение измененных состояний сознания, особенно в последние десятилетия, заставило ученых всерьез пересмотреть существующие взгляды на реальность и природу человека. Однако до сих пор в исследовании сознания сохраняется весьма своеобразный методологический подход, который, с одной стороны, рассматривает его (сознание) как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга, а с другой - изучает в отрыве от конкретного носителя (человека) в целом. При этом большинство исследователей упорно ищет механизмы влияния материи (организма) на сознание, связывая его нарушения с повреждением тех или иных структур и лишь констатируя факт воздействия сознания на материю. Разделив, вслед за Декартом, человека на две составляющие и исследуя их в отрыве друг от друга, мы приходим в итоге к некоему логическому нонсенсу, когда сумма частей не равна целому: имея психологию и физиологию, мы вынуждены с прискорбием констатировать отсутствие между ними человека [1, с.101].

Целью настоящей работы является изучение и раскрытие понятия измененного сознания.

Объект – измененное сознание.

Предмет – виды, характеристика, подходы к изучению измененных состояний сознания.

Задачи: дать определение измененного состояния сознания; описание видов измененных состояний сознания; выяснить действие измененного состояния сознания на человека.

Методы – теоретический анализ литературных источников по теме "Измененные состояния сознания".


Теория двух процессов Моуэра и теория подражания
Гипотеза оперантного обусловливания страха важна еще в одном отношении. С использованием этой гипотезы О. Моуэр (1960) попытался объяснить устойчивость обусловленных страхов к угасанию в рамках так называемой «теории двух процессов». В соответствии с этой теорией, страх сначала возникает по схеме классического обусловливания, то есть чел ...

Анализ контрольного этапа эксперимента
Перед проведением контрольного этапа эксперимента, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особенности; совместно разрешать проблемные ситуации, различать эмоциональные состояния, выражать свои чу ...

Предмет конфликтологии и методы исследования
Необходимой предпосылкой всякого исследования являются определение его основных понятий, разработка понятийного аппарата. Понятия, категории, как известно, являются основными формами мышления, из которых состоят две другие важнейшие его формы - суждения и умозаключения. Понятия и категории - две формы мышления, близкие по своему содержан ...