Введение

Психология - это эмпирическая наука, которая изучает психику человека. Психика же, в свою очередь, реализуется в двух главных модусах, которые можно условно назвать внешний и внутренний, или модус действия и модус переживания. Первое можно зарегистрировать внешне, второе - невозможно, и оно регистрируется только по самоотчетам испытуемых. Необходимость изучения внутреннего модуса психики приводит к частому обращению к понятию сознания, которое, однако, не получает в психологии четкого определения [14, с. 29].

Будучи эмпирической наукой, психология называет сознанием то, что можно изучать, и поэтому понимание сознания в психологии всегда содержательно. Стремление содержательно определить сознание приводит к тому, что достаточно часто происходит отождествление его с теми или иными компонентами психической деятельности, обычно с познавательными (когнитивистский подход, или феномен отождествления сознания и мышления) [6, с. 232].

Измененные состояния сознания включают в себя широкий спектр феноменов от физиологического сна до сумеречного состояния сознания у больных с тяжелыми формами психической патологии. Объединенные в группу по одному единственному признаку - отличию от "нормального", повседневного состояния сознания - определенного уровня бодрствования, в котором живет и действует человек, они издавна привлекали внимание исследователей различных специальностей.

По мере накопления фактического материала, стало очевидным, что непатологические формы измененных состояний сознания играют в психической жизни человека немаловажную роль. Сон, например, является необходимым условием жизни и здоровья человека, а нарушения сна - симптомом большого числа самых разнообразных заболеваний.

Изучение измененных состояний сознания, особенно в последние десятилетия, заставило ученых всерьез пересмотреть существующие взгляды на реальность и природу человека. Однако до сих пор в исследовании сознания сохраняется весьма своеобразный методологический подход, который, с одной стороны, рассматривает его (сознание) как эпифеномен материи и побочный продукт физиологических процессов мозга, а с другой - изучает в отрыве от конкретного носителя (человека) в целом. При этом большинство исследователей упорно ищет механизмы влияния материи (организма) на сознание, связывая его нарушения с повреждением тех или иных структур и лишь констатируя факт воздействия сознания на материю. Разделив, вслед за Декартом, человека на две составляющие и исследуя их в отрыве друг от друга, мы приходим в итоге к некоему логическому нонсенсу, когда сумма частей не равна целому: имея психологию и физиологию, мы вынуждены с прискорбием констатировать отсутствие между ними человека [1, с.101].

Целью настоящей работы является изучение и раскрытие понятия измененного сознания.

Объект – измененное сознание.

Предмет – виды, характеристика, подходы к изучению измененных состояний сознания.

Задачи: дать определение измененного состояния сознания; описание видов измененных состояний сознания; выяснить действие измененного состояния сознания на человека.

Методы – теоретический анализ литературных источников по теме "Измененные состояния сознания".


Сущность личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе в детском доме
В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, педагогика сотрудничества. Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной ж ...

Первая ступень AT.
Первую ступень AT проще осваивать через комбинацию стандартных упражнений. Здесь дана комбинация первых четырех стандартных упражнений. Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Как правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принять удобную позу, закрыть глаза и дать себе установку: "Я у ...

Психологическое воздействие кодирования
Включает в себя такие методы, как «Довженко» и «НЛП». Данная процедура может быть проведена подготовленным врачом психиатром-психотерапевтом, имеющим специальное высшее медицинское образование, посредством специфического психологического воздействия. При правильном проведении процедуры не происходит дезорганизации психической или физичес ...