Взгляд З. Фрейда на проблему ранних воспоминаний

С самых первых попыток психоанализа и самоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегда конечно, но очень часто) в памяти взрослых никакого следа, а события по видимости незначимые, второстепенные, запоминаются. Память, по мнению З.Фрейда, производит выбор среди тех впечатлений, которыми она располагает. Этот выбор следует в детском возрасте совершенно другим принципам по сравнению с возрастом интеллектуальной зрелости.

Дело в том, что содержание прикрывающего воспоминания относится к самому раннему детству, в то время как те интеллектуальные переживания, которые данное воспоминание заступало в памяти и которые остались почти всецело неосознанными, имели место в более позднее время. З. Фрейд назвал этот вид сдвигания возвратным, идущим назад.

Может быть, еще чаще наблюдается, обратное отношение, когда в памяти закрепляется в качестве прикрытия какое-либо безразличное впечатление недавнего времени, причем этим отличием оно обязано лишь своей связи с каким-либо прежним переживанием, которое не может быть воспроизведено непосредственно из-за противодействия. Такие воспоминания-прикрытия З. Фрейд назвал предваряющими, забегающими вперед.

И, наконец, встречается и третий случай, когда прикрывающее воспоминание связно с покрытым им впечатлением не только по своему содержанию, но и в силу смежности во времени, - это будут "воспоминания одновременные или примыкающие" (Фрейд З., 1990. с. 145).

Воспоминания-прикрытия — это цельные впечатления о чем-то пережитом в действительности или мысленно. Феномен прикрывающих воспоминаний основывается на забывании существенных впечатлений.

Фрейд придавал ранним воспоминаниям большее значение, чем всей памяти в целом. Он полагал, что поскольку ранние воспоминания часто имеют тривиальное содержание, они должны служить цели сокрытия более травматичного материала, относящегося в инфантильному сексуальному развитию. Такая «экранирующая память» должна анализироваться так же, как сновидения, с целью выявления вытесненного травматичного материала и работы с ним. З. Фрейд считал вопрос о воспоминаниях детства очень интересным и важным. Он полагал, что первое воспоминание формирует отношение человека к миру и заставляет его действовать в соответствии с ним.

Итак, ранние детские воспоминания, согласно З. Фрейду, представляют собой не настоящий след давнишних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени. Детские воспоминания приобретают значение воспоминаний покрывающих и проводят при этом, как писал З.Фрейд: "замечательную аналогию с воспоминаниями детства народов, закрепленными в сказках и мифах" (там же).


Формирование мировоззрения в ранней юности. Самоопределение
Ранняя юность — это время поиска смысла жизни, активного самоопределения молодежи в существующей системе общественных отношений, а также в мире профессиональной деятельности, в принятой системе духовных и нравственных ценностей. Процесс этот сложный и неоднозначный. В одном случае он может пойти по линии адаптации человека к требованиям ...

Ассоциативный эксперимент
В единстве сознательной жизни личности -эмоцональность образует аспект, сторону, теснейшим образом взаимосвязанную со всеми остальными. Выражая положи­тельное или отрицательное отношение к предмету, на который оно направляется и который для него является привлекательным или отталкивающим, эмоция за­ключает в себе влечение, желание, стрем ...

Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональна ...