Семейная социализация в младшем школьном возрасте. Социализация, её сущность
Страница 2

В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруг, коллеги по работе и пр. в зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.

К основным видам социализации относят:

поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая.

Социализация человека осуществляется широким универсальным набором средств

, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:

1).способы вскармливания младенца и уход за ним;

2).язык и речь агентов социализации;

3).формируемые бытовые и гигиенические умения и представления;

4).окружающие человека продукты материальной культуры;

5).элементы духовной культуры (колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы и искусства и др.);

6).стиль и содержание общения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;

7).методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных и иных социализирующих организациях;

8).последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общение, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельности, спорте, а также в семейной, профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического наказания, системы способов выражения признания, отличия, наград.

С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Таким образом, можно сделать вывод по всему выше сказанному, если социализация – это процесс развития личности, то можно предположить, что результатом социализации будет:

1.Социальная зрелость - совокупность таких характеристик личности, как независимость, инициативность, раскрепащённость, активность и т.д.

2.Социализированная личность – сформированность черт, задаваемых статусом и требуемыми социальными ролями.

3.Социально-компетентная личность – функциональная способность человеческого организма к самостоятельному, независимому функционированию в обществе.

А.Я.Флиеер выделил некоторые показатели социальной компетентности[17]:

1. Компетентность по отношению к институциональным нормам – знание и соблюдение сложившихся в рамках конкретного социального института норм и традиций.

2. Компетентность по отношению к конвенциональным нормам – знание о сложившихся в обществе традициях, обычаях, обрядов и сформированность умений для участия в них.

3. Компетентность по отношению к коммуникационным нормам – владение средствами вербального и невербального общения.

4. Компетентность по отношению к элементам кратковременной престижности – к моде и социальному статусу.

Таким образом, делая вывод по всему параграфу, нужно сказать, что социализация играет важную, я бы сказала ценную роль в жизни каждого человека, на всех периодах его развития. Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособления человека в условия конкретного общества.

На социализацию личности влияет множество факторов и на саму личность много чего влияет из окружающей среды. Все эти факторы различны по своей силе влияния и именно поэтому существуют такие понятия как «десоциализация» и «ресоциализация».

Десоциализация –

утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности[16]. Это явление очень опасно в раннем возрасте и для взрослого человека. Такой человек не может существовать в обществе, а следовательно, ему нужна помощь. Тогда уместно второе понятие. Ресоциализация –

восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности. Этой работой занимаются специальные службы и учреждения.

Страницы: 1 2 3


Потребности как внутренние побудители активности человека. Какова связь между уровнем развития потребностей человека и уровнем развития его как личности?
Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят ...

Содержание общения
Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона. Учащиеся — красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечест ...

Этиология и патогенез шизофрении
Уже давно признанной в развитии шизофрении считается роль наследственности, но сущность ее не ясна. Среди кровных родственников, страдающих этим заболеванием достоверно больше, чем в общей популяции. Если один из монозиготных близнецов заболевает шизофренией, то, как правило, заболевает и другой. Риск заболевания шизофренией для детей бо ...