Другая психология » Потребности и мотивации деятельности человека » Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов

Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов
Страница 1

Великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о нужде как учительнице жизни, положили начало научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

Роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы мотивации поведения человека.

Дарвин показал, что целесообразность поведения объясняется естественными причинами, эволюционно закреплёнными, и что в основе поведения человека и животного лежат одни и те же принципы. Учение Дарвина оказало существенное влияние на возникшие психологические школы, которые сосредоточились на изучении внесознательных детерминант поступков человека.

Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определённые поступки.

В настоящее время выделяют два подхода к изучению мотивации. Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов А.Маслоу, Ф.Герцберга и Д.МакКлелланда, которые считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека.

Среди отечественных психологов начала XX века, поднимавших вопросы о мотивации поведения человека, был А. Ф. Лазурский, опубликовавший в 1906 г. книгу «Очерк науки о характерах». В ней обсуждены вопросы, связанные с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью внутренней задержке побудительных импульсов. Вопросы мотивации поведения рассматривали В. М. Bopoвский (1927), Н. Ю. Войтонис (1929, 1935), стоявший на биологизаторских позициях. Л. С. Выготский в своих работах тоже рассматривал проблему детерминации и мотивации поведения человека.

Мотивационные концепции второй половины ХХ века.

Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера (1954), Г. Келли (1955), X. Хекхаузена (1955), Дж. Аткинсона (1964), Д. Макклелланда (1971), для которых характерным является признание ведущей роли сознания в детерминации поведения человека. Когнитивные теории мотивации повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. Р. Кеттелл (1957) построил «динамическую решетку устремлений». Он выделил мотивационные диспозиции типа «эргов» (от греч. ergon - энергия, работа), в которых видел биологически обусловленные влечения, и «энграммы», природа которых содержится не в биологической структуре, а в истории жизни субъекта.

Страницы: 1 2


Ориентация
Следует отметить также такие проксемические компоненты невербальной системы, как ориентация и угол общения. Ориентация выражается в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него, что сигнализирует о желании общаться. Правильное распределение участников за столом является средством их эффективного взаимодействия. ...

Сценарий Побежденного (Жертвы).
Побежденный (Жертва), наоборот, это «человек, который не достигает поставленной цели». И опять дело заключается не в самом достижении или чем-то еще, а в степени сопутствующего комфорта. Если человек решил стать известным генералом, пошел в армию и с позором был оттуда выгнан, он Побежденный (Жертва). Если его политическая карьера законч ...

Занятие №7 «В гостях у мишки»
Цель: развитие слухового внимания ребенка, свойств внимания, наблюдательности. Задачи: 1. Развивать слуховое внимание. 2. Развивать концентрацию внимания, сосредоточение, память. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 5. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпени ...