Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 1

Проблема личности всегда привлекала внимание ученых из разных областей научного знания, практиков-руководителей, военачальников и др. Увидеть внутренний мир личности индивида означает уметь направлять деятельность и поведение ее носителя в общественно полезное русло. Личность как целостное психическое образование всегда служила маяком для ориентации в бескрайнем океане исследований психики.

В целенаправленном изучении личности человека обычно выделяют три этапа, различающихся широтой постановки проблем, глубиной их решения и совершенством методического инструментария, - философский, клинический и экспериментальный.

С глубокой древности и вплоть до XIX в. личность изучалась в самом общем виде с позиций всевозможных сторон ее существования. В сферу интересов попадало все: психическое и биологическое, материальное и нравственное. По существу, шел поиск объективных путей и подходов к исследованию личности человека. Этот этап получил название философского.

С началом XIX в. к проблеме подключились специалисты в области психиатрии. В центре внимания оказалась психика больного человека. Рамки исследования личности резко сузились до проблем диагностики и лечения психических недугов. В основу исследований были положены клинические методы. Название этапа - клинический. Клинические исследования внесли значительный вклад в проблему личности, касающейся пограничных психических состояний человека.

Первые годы XX в. характеризуются интенсивным подключением к проблеме личности профессиональных психологов, использующих экспериментальные методы. Экспериментальный этап, базирующийся на статистической обработке результатов наблюдений за психически здоровой личностью. В России началом экспериментальных работ по изучению личности человека в естественных условиях его деятельности был А. Ф. Лазурский. Он один из первых предложил собственную психологическую концепцию индивидуальных различий и классификационную схему личностей. Возможность объективного экспериментального изучения личности доказывал психолог М. Я. Басов.

В Германии экспериментальные исследования способностей («коэффициент интеллекта»), умственных процессов и речи, проведенные В. Штерном, заложили основы дифференциальной психологии. Во Франции основателем экспериментальной психологии стал А. Бине. Интенсивно внедрял математические методы обработки результатов психологических наблюдений американский психолог Р. Кеттелл. Он поставил исследование психики человека на практическую, экспериментальную основу, разработав технологии количественного измерения умственных способностей и индивидуальных различий индивидов. Американский психолог и педагог Э. Торндайк предложил экспериментальный подход к обучению, основанный на изучении взаимосвязей между раздражителем и ответной реакцией и получивший название коннекционизма. Нельзя не отметить вклад американского психолога Дж. Уотсона, основоположника поведенческой концепции (бихевиоризма). Его работы стимулировали внедрение в психологию объективных экспериментальных методов.

В начале 40-х годов XX в. наблюдалось зарождение и последующее развитие целого веера направлений, теорий и подходов к изучению личности. По способу объяснения психической активности и поведенческих актов человека их можно свести, к трем направлениям: социодинамическому, психодинамическому и интеракционистскому. Составляющая «динамический» в названиях указывает на то, что представители этого направления занимаются не только поиском структурных компонентов личности, но и их развитием во времени. Составляющие «социо» и «психо» подчеркивают соответственно решающую роль внешних или внутренних факторов в активности человека. Составляющая «интер» свидетельствует о попытке увязать обе разновидности факторов в единую систему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Половое воспитание и отклоняющееся поведение
Существует определенная связь сексуальной активности с отклоняющимся (девиантным) поведением. Одним кажется, что сексуальная активность способствует его возникновению, другие видят в девиантном поведении почву для сексуальной вседозволенности. Как бы то ни было, эти вещи взаимосвязаны. По даны американских исследователей, высокий уровень ...

Визуальный контакт
Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к то ...

Самоконтроль и согласованные действия
Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает ...