Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 3

Операциональный бихевиоризм исходил из позиции: в личности подлежат изучению только те процессы, которые можно представить через набор операций, объективно их описывающих. Операционализм в психологии представлен работами Э. Толмена, К. Халла, Б. Скиннера.

По мнению Э. Толмена, личность формируется не по классической форме бихевиоризма «стимул - реакция», а по формуле «стимул - организм - реакция». Составляющая «организм» вводится через так называемые «промежуточные переменные» - ненаблюдаемые, но предполагаемые факторы организма, которые фактически обусловливали то или иное поведение личности. Задача психолога состоит в нахождении их связи, с одной стороны, со стимулами, а с другой - с поведенческой реакцией организма. Толмена считают представителем «целенаправленного бихевиоризма». Он утверждал, что поведение человека «пахнет целью», т.е. всегда направлено на достижение какой-то цели. И хотя это порождало противоречие, он настойчиво повторял, что для его исследований понятия сознания не требуется.

К. Калл рассматривал психику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». Он высказывал удивление сходством человеческого организма с умной машиной. Такая механистическая позиция вызвала негодование у представителя гештальт-психологии В. Келера, выступая на одной из научных конференций, эмоционально поклялся «бороться с попытками представить человека в виде автомата, который начинает действовать, когда в него бросают монетку» /52,с.375/.

По мнению Б. Скиннера, любое поведение личности является заученным, т.е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом - системой подкреплений. Сформулированный им закон подкрепления направлен на развитие оперантного поведения личности. Индивид должен получать подкрепление лишь в том случае, когда он самостоятельно выполнит то, что от него требуется.

Социальный бихевиоризм проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека с человеком. А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных на личность. Источниками изучения моделей поведения других людей могут выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения на улице и др.

Д. Роттер утверждал, что основным фактором научения человека является социальный опыт наблюдения за взаимодействием других людей.

Гешталът-психологический подход. Психика человека, ее высший уровень способности к отражению - сознание могут быть поняты, если их рассматривать как структурное и неделимое целое (гештальт). Эта исходная позиция представителей гештальт-психологии была вызовом сторонникам структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер), доказывающим возможность расчленения сознания на отдельные элементы с последующим построением из них психических образований любой сложности.

У истоков данного подхода стояли М. Вертхеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Левин К. считал, что психическая деятельность человека обусловлена воздействием психологического поля («годологического пространства»), впитавшего в себя все прошлое, настоящее и даже хранящее события будущего. Личность человека есть одновременно источник и продукт такого поля. Сознательный опыт человека постоянно был в центре внимания представителей гештальтистов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психобиология психической зависимости
При размышлении о различных видах зависимости, встречающихся в практической работе (зависимость от психоактивных веществ, компьютерных игр и развлечений, лидера, ритуала, различных субъектов и объектов, вплоть до проблемы индуцированной зависимости в системах религиозных сект, а также особых зависимых личностях), неизбежно встает вопрос ...

Описание методики №3. Самодиагностический контрольный перечень
1. (0) Я не испытываю чувства грусти (1) Временами мне бывает грустно (2) У меня бывают моменты, когда я испытываю сильное чувство грусти и отчаяния (3) Я повседневно испытываю сильное чувство грусти и отчаяния 2. (0) Я активен(вна), и мне хочется работать (1) Временами мне трудно начать что-то делать (2) Мне часто ничего не хочется дела ...

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием. Изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с
Для изучения эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием нами было проведено исследование. База исследования: МОУ СОШ № 4 п. Чегдомын. В исследовании приняло участие 9 детей 2 классов с заиканием и 9 детей 2 классов без нарушения речи. Нами были использованы следующие методики исследования: 1. «Рисунок несу ...