Другая психология » Личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей » Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов

Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Страница 3

Операциональный бихевиоризм исходил из позиции: в личности подлежат изучению только те процессы, которые можно представить через набор операций, объективно их описывающих. Операционализм в психологии представлен работами Э. Толмена, К. Халла, Б. Скиннера.

По мнению Э. Толмена, личность формируется не по классической форме бихевиоризма «стимул - реакция», а по формуле «стимул - организм - реакция». Составляющая «организм» вводится через так называемые «промежуточные переменные» - ненаблюдаемые, но предполагаемые факторы организма, которые фактически обусловливали то или иное поведение личности. Задача психолога состоит в нахождении их связи, с одной стороны, со стимулами, а с другой - с поведенческой реакцией организма. Толмена считают представителем «целенаправленного бихевиоризма». Он утверждал, что поведение человека «пахнет целью», т.е. всегда направлено на достижение какой-то цели. И хотя это порождало противоречие, он настойчиво повторял, что для его исследований понятия сознания не требуется.

К. Калл рассматривал психику личности человека через призму привития ему определенного набора условных рефлексов. По его мнению, к личности следует относиться как к «самоподдерживающемуся роботу». Он высказывал удивление сходством человеческого организма с умной машиной. Такая механистическая позиция вызвала негодование у представителя гештальт-психологии В. Келера, выступая на одной из научных конференций, эмоционально поклялся «бороться с попытками представить человека в виде автомата, который начинает действовать, когда в него бросают монетку» /52,с.375/.

По мнению Б. Скиннера, любое поведение личности является заученным, т.е. психическая жизнь человека обусловлена единственным всемогущим стимулом - системой подкреплений. Сформулированный им закон подкрепления направлен на развитие оперантного поведения личности. Индивид должен получать подкрепление лишь в том случае, когда он самостоятельно выполнит то, что от него требуется.

Социальный бихевиоризм проявил интерес к когнитивным процессам в поведении человека с человеком. А. Бандура отрицал прямую связь между стимулом и реакцией, включив между ними когнитивные процессы личности. Научение личности может осуществляться не только путем прямых подкреплений, непосредственно направленных на личность. Источниками изучения моделей поведения других людей могут выступать средства массовой информации, литературные герои, повседневные наблюдения на улице и др.

Д. Роттер утверждал, что основным фактором научения человека является социальный опыт наблюдения за взаимодействием других людей.

Гешталът-психологический подход. Психика человека, ее высший уровень способности к отражению - сознание могут быть поняты, если их рассматривать как структурное и неделимое целое (гештальт). Эта исходная позиция представителей гештальт-психологии была вызовом сторонникам структурной психологии (В. Вундт, Э. Титченер), доказывающим возможность расчленения сознания на отдельные элементы с последующим построением из них психических образований любой сложности.

У истоков данного подхода стояли М. Вертхеймер, К. Коффка, В. Келер, К. Левин. Левин К. считал, что психическая деятельность человека обусловлена воздействием психологического поля («годологического пространства»), впитавшего в себя все прошлое, настоящее и даже хранящее события будущего. Личность человека есть одновременно источник и продукт такого поля. Сознательный опыт человека постоянно был в центре внимания представителей гештальтистов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Характеристики, необходимые для понимания восточных тонкостей отдельных элементов боевого искусства. Распространение восточных боевых искусств во всём мире, краткое пояснение о развитии, культуре и
С каждым годом у традиционных систем физического и духовного самосовершенствования появляется всё больше поклонников. Открываются всё новые школы, клубы, ассоциации йоги, цигун и ушу. Издаются специальные книги, брошюры, журналы, китайские «внутренние» боевые искусства, которыми ещё лет пять назад могли заниматься лишь отдельные счастлив ...

Описание методики №1. Тест для определения депрессии по Maria Kovacs
Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет с ...

Мотивации учения
Исследование мотивов учения позволит определить, откуда берутся цели учебной деятельности, что побуждает человека учиться, добиваться осуществления поставленных целей. Учение отличается от других видов деятельности тем, что овладение знаниями и навыками — это не только результат, но и цель. Мотивации учения зависят от многих факторов: 1) ...