Психологическая характеристика постановления
приговораСтраница 1
Постановление приговора - завершающая часть судебного разбирательства, предназначенная для формирования истинного и обоснованного коллективного решения суда, в которой наряду с принятием судейского решения учитывается весь комплекс социально-психологических явлений, имевших место непосредственно в судебном разбирательстве - позиция прокурора и защитников, поведение потерпевшего, отдельных свидетелей и подсудимого, настроение всех присутствующих в зале судебного заседания.
Процессуальный порядок постановления приговора четко регламентирован. Приговор является единственным процессуальным актом о признании лица виновным или невиновным в совершении преступления и назначении ему уголовного наказания или оправдания.
Порядок совещания судей при коллегиальном рассмотрении уголовного дела предусмотрен ст.301 УПК РФ. Председательствующий ставит на разрешение суда вопросы в той последовательности, в какой они изложены в ст.299 УПК.
Каждый вопрос должен быть поставлен в ясной и понятной форме, чтобы на него можно было получить либо утвердительный, либо отрицательный ответ.
"Постановление приговора осуществляется в связи с окончательным формированием достоверной модели состава преступления, всего того, что по закону входит в предмет доказывания.
При этом решаются следующие вопросы:
1) какие конкретные жизненные условия повлияли на совершение преступления;
2) каковы обстоятельства, предусмотренные законом в качестве смягчающих и отягчающих ответственность;
3) каким способом совершено преступление, до какой степени оно доведено (стадии приготовления, покушения или окончательного преступления);
4) какую роль выполнял виновный в структуре группового преступления;
5) какие антисоциальные качества личности преступника проявились в совершенном общественно опасном деянии;
6) насколько глубока антисоциальная пораженность личности преступника и какая мера наказания может быть избрана для него и в карательном отношении, и в отношении задач его ресоциализации"[16].
Чтобы мнение председательствующего (профессионального юриста) не оказывало психологического влияния на остальных членов суда, закон обязывает его высказывать свое мнение последним.
Если мнения судей совпадают, то коллективное мнение, убеждение суда формируется в процессе их выявления. В случаях, когда мнения судей разделяются, организуется широкое обсуждение разрешаемого вопроса. Выявляются доказательства, на основании которых у судей формировались личные убеждения.
Каждый из участников совещания обосновывает свои доводы и выводы, убеждает других в правоте своих взглядов, опровергает те взгляды и мнения, которые считает ложными. После этого судьи анализируют все высказывания и приступают к оценке их в совокупности.
Выработка коллективного убеждения свидетельствует о том, что у всего состава суда или у его большинства сложилось определенное отношение к истинности исследованных обстоятельств дела.
Такое психологическое состояние, отличающееся сознательностью и окончательностью, создает предпосылки для принятия обоснованного и всесторонне взвешенного коллективного решения по рассматриваемому делу. Последнее принимается в совещательной комнате и влечет за собой или осуждение подсудимого, или оправдание его, или направление дела на дополнительное расследование.
Методы научных исследований
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Можно выделить следующие методы. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого ...
Итоги контрольного этапа
Для решения поставленных задач на формирующем этапе, нами было проведено повторное диагностическое обследование, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе: «Уровень зрительного запоминания», «Запоминание 10 слов» методика А. Лурия, «Таблицы Шульте». Контрольный этап проходил с 31.10.2008 г. по 2.11.2008 г. ...
Специфика развития игры детей дошкольного возраста
с недостатками слухового восприятия. Общая характеристика детей дошкольного возраста с
недостатками слухового восприятия
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А.Н. Поросятникова, посвященная изучению особенност ...
