Глава 1
Страница 4

Хотя теория утверждающая, что для задерживательных явлений существуют отдельные аппараты, сделалось почти классической разными степенями ясности. Отождествление внимания с ними представляет собой не что иное, как возвращение к давнему сведению внимания к “сознанию”, так сказать, на современном уровне.

С тех пор как психология стала отдельной областью знания психологи самых разных направлений единодушно отрицают внимание как самостоятельную форму психической деятельности. Правда по разным основаниям. Одни потому, что вообще отрицают деятельность субъекта и все формы психической деятельности сводят к разным проявлениям того или иного общего механизма ассоциаций, образования структур. Другие потому, что отождествляют внимание с разными психическими функциями или какой-нибудь их стороной; и не было такой функции, сочетания функций или такого психического явления – от “направленности” до “ изменения организации психической деятельности, от “ темного” кинестетического ощущения и двигательных установок до сознания в целом, – с которым не отождествляли бы внимание.

Ранее за рубежом, да и у нас отождествляли внимание с уровнем “бодрствования” или “ активации”. Но это лишь

подтверждает неудовлетворенность прежними попытками свести внимание к другим психическим явлениям,

в то же время представляет собой такую же попытку свести его на этот раз к новым, психологически почти не раскрытым сторонам психической деятельности и вместе с тем

означает невольное признание своего неумения расшифровать внимание в его собственном содержании.

Насколько “ уровень бодрствования” и степень активации сегодня известны, они соответствуют тому, что прежде называли “сознанием” и его.

Исследования “умственных действий” позволяют подойти к этому вопросу с несколько иной стороны. В результате этих исследований было установлено, что формирование умственных действий в конце концов приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нем как психическое действие, обращенное на это содержание. Анализ показал что вторая часть этой диады есть не что иное, как внимание, и что это внутренние внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Это значит не то, что мысль есть внимание или что внимание есть мысль, а только следующее. В каждом человеческом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Когда действие становится умственным и далее меняется так, что ориентированная часть превращается в “ понимание”, исполнительная – в автоматическое ассоциативное прохождение объективного содержания действия в поле сознания, а контроль – в акт обращения “Я” на это содержание, то собственная активность субъекта, внутреннее внимание, сознание как акт сливаются в одно переживание; при самонаблюдении оно представляться чем то простым и далее неразложимым, как его и описывали старые авторы.

Нижеследующее изложение имело целью показать, что понимание психики как ориентировочной деятельности и знание тех изменений, которые претерпевает действие, становясь умственным действительно открывают такую возможность и позволяют иначе и более оптимистично взглянуть на положение вещей в проблеме внимания. Понимание психики как ориентировочной деятельности означает подход к ней не со стороны “явлений сознания”, а со стороны ее объективной роли в поведении. В отличие то всякой другой психическая ориентировка предполагает образ – среды действия и самого действия, - образ, на основе которого и происходит управление действием. Управление действием на основе образа требует составления задания сего исполнением. Следовательно, контроль составляет необходимую существенную часть такого управления. Формы контроля могут быть различны, степень их развития - тоже; но без контроля за течением действия задача ориентировочной деятельности- оказалась бы вообще невозможным. В той или иной форме, с разной степенью обособления и развития контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности.

Первую теоретическую модель внимания, или модель фильтра создал Д.Е. Бродбент. Он предполагал, что нервная система, несмотря на множество входов, в какой-то степени работает как одиночный коммуникационный канал с ограниченными возможностями. Именно на входах канала осуществляется операция селекции, т.е. выбирается сенсорная информация обо всех событиях, имеющих некоторый общий признак. Селекция не совсем случайна. Селективный фильтр может быть настроен на принятие желаемой информации. Вероятность выбора определенного класса события усиливается определенными свойствами самих событий и определенным состоянием организма. Физические признаки (например, интенсивность, высота пространственная локализации звука) могут служить основой селекции. Для всех остальных информационный фильтр блокирует входы, но эта невостребованная информация какое-то время хранится в блоке кратковременного хранения, который находится перед фильтром, и затем может пройти через коммуникационный канал, если произошел сдвиг селективного процесса с одного класса сенсорных событий на другой.

Страницы: 1 2 3 4 5