Внутренний мир
Страница 1

Я, которое является посредником между Оно и внешним миром; которое принимает инстинктивные требования первого для того, чтобы удовлетворить их; которое воспринимает информацию из последнего и использует ее как память; которое, сосредоточиваясь на самосохранении, занимает защитную позицию по отношению к чрезмерно сильным требованиям с обеих сторон; и которое в то же самое время руководствуется во всех своих решениях предписаниями мо дифицированного принципа удовольствия - эта картина фактически применима к Я лишь до завершения первого периода детства, примерно до пятилетнего возраста.

В это время происходит важная перемена. Фрагмент внешнего мира, по меньшей мере, отчасти, оставляется как объект и вместо него, путем отождествления, принимается в Я и таким образом становится интегральной частью внутреннего мира. Этот новый психический элемент продолжает выполнять функции, которые до этого выполнялись людьми внешнего мира: он наблюдает за Я и угрожает ему наказанием, точно так же, как и родители, чье место он занял. Мы называем этот элемент Сверх-Я и осознаем его судейскую функцию как сознание. Удивительным оказывается то; что Сверх-Я часто проявляет такую строгость, пример которой реальные родители не предоставляли, и более того оно требует от Я отчет не только за его действия, но и в равной мере за его мысли и неосущес твленные намерения, о которых, очевидно, Сверх-Я извес тно. Это напоминает, что герой легенды об Эдипе тоже чувствовал вину за свершенное и подверг себя самонаказанию, хотя неумолимая сила пророчества, по нашему и его собственному суждению, должна была бы его оправдать. Фактически, Сверх-Я является наследником эдипова комплекса и организуется лишь после избавления от него. Поэтому его чрезмерная строгость не следует реальной модели, а соответствует силе защиты против соблазна эдипова комплекса. Некоторое подозрение о таком положении вещей лежит, без сомнения, в основе утверждения философов и верующих о том, что чувство морали не прививается человеку образованием и не приобретается им в ходе общественной жизни, а насаждается каким-то высшим началом.

Пока Я функционирует в полной гармонии с Сверх-Я, их отдельные проявления различить нелегко, но напряженные отношения и разногласия между ними становятся очень явными. Мучения, вызванные упреками сознания, точно со ответствуют детскому страху потери любви, страху, место которого занял элемент морали. С другой стороны, если Я удалось, успешно отказаться от соблазна сделать нечто, что вызвало бы возражения Сверх-Я, то его самооценка растет, а гордость укрепляется, как будто оно, сделало какое-то ценное приобретение. Таким образом, Сверх-Я продолжает играть роль внешнего мира для Я, хотя оно и стало частью внутреннего мира. В течение последующей жизни оно представляет влияние детства индивида, заботы и образования, предоставленных родителями и

зависимости от них - детства, которое так значительно продлено у людей общей семейной жизнью. И во всем этом сказываются не только личные качества родителей, но также и все, что оказывает определяющее воздействие на них самих; вкусы и нормы социального класса, в котором они живут, и врожденные наклонности и традиции расы, от которой они происходят. Те, кто любит обобщения и четкие разграничения, могут сказать, что внешний мир, в котором индивид после отделения от родителей оказывается незащищенным, представляет власть настоящего, что врожденные тенденции его Оно представляют органическое прошлое; и что Сверх-Я, которое присоединяется к ним позднее, представляет более; чем все культурное прошлое, которое ребенок, так сказать, должен повторить как пост-опыт во время нескольких лет своей ранней жизни. Маловероятно, что такое, обобщение может оказаться универсально верным. Некоторая часть культурных приобретений, без сомнения, оставила свой' след в Оно; многое из того, что привносится Сверх-Я будет пробуждать Я в Оно; немало новых детских переживаний окажутся усиленными, потому что являются повторениями какого-то изначального филогенетического опыта.

Страницы: 1 2


Виды воображения
У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное. Отдельно выделяют такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы. 1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соот ...

Исторически-философский подход к пониманию «Ки», а также интерес учёных различных направлений к понятию «Ки». Объяснение этого понятия Уэсибой – мастером айкидо
Человек, подобно другим созданиям или предметам, возникает «почти из ничего», из неделимой субстанции, из которой создана Вселенная. Христиане называют её «Богом», буддисты называют её «Буддой», члены Сока Гаккаи (необуддийской секты в Японии) называют её «Гохонзон». Всё это имена, данные различными культурами и на различных языках, одно ...

Эмпирическое исследование личностных факторов профессиональной успешности предпринимателей. Организация и методы эмпирического исследования
Схема эмпирического исследования представлена в Приложение А. Цель: исследовать личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей. Объект: 40 предпринимателей города Ростова-на-Дону (30-45лет). Предмет: личностные факторы профессиональной успешности предпринимателей. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между опред ...