Другая психология » Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками » Изучение влияния родительского отношения на межличностные отношения дошкольников. Методы и организация исследования

Изучение влияния родительского отношения на межличностные отношения дошкольников. Методы и организация исследования

Методы исследования:

1. Тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО).

2. Метод социометрии (методика «Капитан корабля»).

Методы изучения детско-родительских отношений

Методы изучения детско-родительских отношений многообразны и включают в себя метод наблюдения, метод беседы с детьми и их родителями (может использоваться метод интервью), анкетирование, проективные методы изучения, опросные методы.

В качестве метода изучения детско-родительских взаимоотношений нами был использован тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО) [19, c.169]. Данный опросник представляет собой психодиагностический инструментарий, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. «принятие отвержение»

2. «кооперация»

3. «симбиоз»

4. «авторитарная гиперсоциализация»

5. «маленький неудачник».

Цель опроса: выявление родительского отношения к детям дошкольного возраста у тех лиц, которые испытывают трудности в общении с ребенком.

Характеристика испытуемых. В анкетировании приняли участие 30 семей. Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Организация исследования.

Перед опросом психологом была проведена предварительная работа по ознакомлению родителей с целями опроса, последующим использованием его результатов. Мы придерживались принципа добровольности в анкетировании родителей.

Методы изучения межличностных отношений

Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?

2. Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?

Социометрическая процедура была проведена в старшей группе детского сада №568 г. Минска. Всего было опрошено 30 детей. Возраст детей от 5 до 6 лет.

В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей заносятся в специальный протокол. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:

- популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

- предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);

- изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);

- отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).


Девиантное поведение как социальная проблема
Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества. Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не ...

Проблема картины мира. Картина мира – как человеческая позиция
Что же такое картина мира? Как тут не вспомнить Мартина Хайдеггера. Великий немецкий мыслитель сформулировал этот вопрос и пытался ответить на него. Вчитаемся в его текст: “При слове "картина" мы думаем, прежде всего, об изображении чего-то. Картина мира будет тогда соответственно как бы полотном сущего в целом . Составить себе ...

Константность и предметность
Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Восприятие не может быть ни истинно понято, ни правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. У каждого вида восприятия есть специфические особенности и механизмы. Значение свойств об ...