Другая психология » Влияние семейных отношений на отношения со сверстниками » Изучение влияния родительского отношения на межличностные отношения дошкольников. Методы и организация исследования

Изучение влияния родительского отношения на межличностные отношения дошкольников. Методы и организация исследования

Методы исследования:

1. Тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО).

2. Метод социометрии (методика «Капитан корабля»).

Методы изучения детско-родительских отношений

Методы изучения детско-родительских отношений многообразны и включают в себя метод наблюдения, метод беседы с детьми и их родителями (может использоваться метод интервью), анкетирование, проективные методы изучения, опросные методы.

В качестве метода изучения детско-родительских взаимоотношений нами был использован тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО) [19, c.169]. Данный опросник представляет собой психодиагностический инструментарий, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как системы разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. «принятие отвержение»

2. «кооперация»

3. «симбиоз»

4. «авторитарная гиперсоциализация»

5. «маленький неудачник».

Цель опроса: выявление родительского отношения к детям дошкольного возраста у тех лиц, которые испытывают трудности в общении с ребенком.

Характеристика испытуемых. В анкетировании приняли участие 30 семей. Возраст детей: от 5 до 6 лет.

Организация исследования.

Перед опросом психологом была проведена предварительная работа по ознакомлению родителей с целями опроса, последующим использованием его результатов. Мы придерживались принципа добровольности в анкетировании родителей.

Методы изучения межличностных отношений

Во время индивидуальной беседы ребёнку показывают рисунок корабля, и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из ребят своей группы взял бы в помощники, отправляясь в дальнее путешествие?

2. Кого не взял бы в плавание, оставил на берегу?

Социометрическая процедура была проведена в старшей группе детского сада №568 г. Минска. Всего было опрошено 30 детей. Возраст детей от 5 до 6 лет.

В результате данных процедур каждый ребёнок в группе получает определённое количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

Ответы детей заносятся в специальный протокол. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты социометрического статуса:

- популярные («звёзды») - дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от среднего показателя (3 балла);

- предпочитаемые - дети, получившие как положительные, так и отрицательные выборы (2 балла);

- изолированные - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками) (1 балл);

- отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы (0 баллов).


Основные принципы психоанализа
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом , он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь ...

Исследование агрессии старшего дошкольника. Методика исследования агрессии старшего дошкольника «Несуществующее животное»
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воо ...

Проблема интеллекта животных. Предпосылки и элементы интеллектуального поведения животных
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Однако, говоря об интеллекте, «уме» животных, их мышлении необходимо прежде всего отметить, что чрезвычайно трудно точно указать, по поводу каких животных можно говорить об интеллектуальном поведении, а по поводу каких – нет. Очевидно, речь может идти лишь о выс ...