Пример разработки программного обеспечения
психометрической диагностики личностиСтраница 1
В современных процессах познавательной и трудовой деятельности человек часто является «слабым звеном», показывающим эффективность меньшую, чем у окружающих его технических средств. В связи с этим оценка возможностей человека, определяемых его психобиологическим потенциалом, может быть признана необходимой для подавляющего большинства его современных форм деятельности.
Успешность участия в любых процессах зависит, прежде всего, от возможностей работы с информацией во времени. Следовательно, в психометрическом исследовании обязательны компьютерные методы, позволяющие проводить объективное количественное определение результатов деятельности и учитывающие ее временные параметры.
Интерес представляет программный комплекс, разработанный группой ученых Ярославского государственного педагогического университета.
Комплекс рассчитан на его применение в предварительном профессиональном отборе, оценке деятельности учащихся, сотрудников. Его могут применять руководители организаций, подразделений, сотрудники отделов кадров, научные работники, лица, заинтересованные в самосовершенствовании. Проводимая с его помощью оценка психометрического потенциала позволяет наиболее правильно его использовать, находить «свое место» в трудовом процессе, указывать пути развития человеческих качеств для успешной трудовой деятельности.
Задачи решались в нескольких направлениях.
На первых этапах конструировалось оборудование для психофизиологических исследований, позволяющее проводить надежную оценку параметров, но не сопряженное с вычислительной техникой. Создавались хронорефлексометры условных, безусловных рефлексов различных типов, устройства для определения КЧСМ, треморометрии, электрометрономы, приспособления для тахистоскопических измерений, аппаратура для оценки цветовых эффектов и другие. Подобные устройства продолжают создаваться до настоящего времени. С 2002 года устройства дополняются счетчиками импульсов, создаваемыми на базе микрокалькуляторов. Последним устройствами подобного типа были приспособления для теппинг-теста, статического и динамического тремора.
Еще одной линией деятельности являлся подбор и апробация информативных, объективных методик исследования, не требующих для выполнения длительного времени. На настоящее время программа обследования включает около пятнадцати методик, с разных сторон характеризующих психофизиологический тип человека. Обследование начинается с получения биологических показателей. Далее оцениваются следующие качества:
точность восприятия пространства в привычных условиях ориентации и осложненных условиях зрительной иллюзии;
точность восприятия временных интервалов;
устойчивость к сильным воздействиям (оценка времени реакции при раздражителях максимальной силы);
устойчивость к монотонной деятельности (оценка времени реакции в повторяющейся серии раздражителей);
динамика и эффективность работоспособности (теппинг-тест);
скорость восприятия информации (тест определения критической частоты слияния мельканий, КЧСМ);
скорость принятия решений простых и с перебором вариантов;
объем внимания в тесте с таблицами Шульте;
объем различных видов памяти: слуховой, зрительной, ритмической;
обучаемость (по критерию улучшения точности опознания звукового сигнала);
эмоциональная устойчивость (контроль ЧСС при выполнения тестов).
Параллельно с апробацией методик в классических, некомпьютерных вариантах проводилась разработка их компьютерных версий. При создании программ ставились задачи ускорения времени тестирования, представления результатов в удобном для восприятия виде, прежде всего в графическом. Программы должны иметь возможность сохранять получаемые сведения в базах данных. Для некоторых созданных программных методик, например, теста на ритмическую память, не обнаружены аналоги, они возможны для постановки только в компьютерном варианте. К настоящему времени практически реализованы и используются девять программ и их варианты. Эти методики не требуют специально создаваемых устройств сопряжения с компьютером, в них задействованы стандартные мышь и клавиатура, только в программе оценки функции равновесия методом кефалографии для ввода диаграмм движения головы необходим еще сканер.
Взгляд З. Фрейда на проблему ранних воспоминаний
С самых первых попыток психоанализа и самоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегда конечно, но очень часто) в памяти взрослых никакого следа, а события по видимости незначимые, второстепенные, запоминаются. Память, по мнению З.Фрейда ...
Занятие №9 «В гостях у кошки»
Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности. Задачи: 1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 5. Воспитывать уважение к окружающему мир ...
Преобразование сценария клиента в соответствии с его настоящими целями.
Трансакционный анализ называется так потому, что анализ высказываний (трансакций) - основной технический прием этого подхода. Однако, смысл ТА-терапии гораздо шире, чем то, что можно представить исходя из названия технического приема. Личность каждого человека состоит не из одной программы адаптации к среде (Я - в рамках которого он что- ...