Предмет конфликтологии и методы исследованияСтраница 5
В зависимости от сторон конфликты делятся:
• на внутриличностные,
• межличностные,
• между личностью и группой,
• межгрупповые,
• международные.
В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на:
• материальные,
• статусно–ролевые,
• духовные.
По направленности конфликты подразделяются на:
• горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе;
• вертикальные - между подчиненными и начальством.
Смешанными в данной классификации именуются те конфликты в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней. Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии.
По временным параметрам конфликты подразделяются на:
• кратковременные,
• быстротечные,
• длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями, какими нередко бывают государственные, национальные и религиозные конфликты.
И наконец, по критерию результативности конфликты делятся на два типа:
• конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы - характер сотрудничества, кооперации;
• деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.
Поэтому важнейшая задача руководителя любого уровня - решение проблем регулирования конфликтов, недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта. Для этого особенно важно разбираться в структуре, динамике, типологии конфликта, т.е. во всем понятийно-категориальном аппарате конфликтологии и прежде всего в содержании базового ее понятия - категории конфликта.
Среди основных качеств конфликтного взаимодействия назовем следующие:
1) конфликт, как и консенсус, есть одно из свойств общественных отношений, и он имеет социальную природу;
2) конфликт есть внутреннее, психическое состояние человека, характеризующееся острой напряженностью, иногда даже стрессом и другими патологическими явлениями;
3) конфликт есть не только внутреннее состояние, но и внешне выраженная на вербальном и невербальном уровне форма человеческого поведения;
4) конфликт - не просто состояние психической напряженности, а особое эмоциональное состояние, характеризующееся преобладанием негативных эмоций, пронизывающих и психику, и действия конфликтующих сторон. Этим признаком конфликт отличается от близких к нему по форме, но иных по существу видов социального взаимодействия, таких, как соревнование, конкуренция, спортивные состязания и т.п.
Следует также отметить, что конфликт при всей своей социальной значимости не является тем не менее каким-то предметом или стенкой, на которую можно наткнуться.
Конфликт - явление не субстанциальное, он не может существовать сам по себе, независимо от чего-то другого. Конфликт всегда есть некоторое состояние тех или иных социальных взаимоотношений, которые и выступают в качестве его общей основы. Причем конфликт при всей своей распространенности все же представляет собой явление временное, в то время как в качестве постоянного состояния общества выступает согласие.
Описание исходной методики
Рассмотрим предложенную В. Леви методику (см. приложение Таблица 1) с точки зрения требований к характеристикам тестов (см. глава 2). Конструкция данной методики позволяет измерить только наличие определённого уровня страха, но, поскольку шкалы не стандартизированы, трудно судить о том, какой страх преобладает у тестируемого. Утверждения ...
Нейрофизиологические основы внимания. Виды внимания
Физиологической основой внимания является совместная деятельность коры головного мозга и подкорковых образований. Подкорковые образования в данном случае выполняют роль генераторов активности (регулятивная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток. Подкорковые образования также играют роль фильтров, которые облегчают проведение ...
Качественная и количественная обработка результатов
В результате качественной обработки результатов были определены типы темперамента испытуемых, предпочитаемые ими профессии и виды профессиональной деятельности. Количественные данные использовались для статистической обработки. Исходя из гипотезы мы должны установить наличие либо отсутствие связи между определённым типов темперамента исп ...