ВведениеСтраница 2
v Проективные методики:
«Автопортрет» Р. Бернса (адаптирован Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной), и рисунок мужчины и женщины, позволяют выделить графические знаки и символы гендерной идентификации;
v Опросник,
направленный на выявление предпочитаемых предметов, видов деятельности и вербальных символов - обращений, используемых для обозначения мужчин и женщин;
v Методика определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин»;
v Системный анализ полученных данных
.
Теоретическим основанием
нашего
исследования являются:
- гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, Ш. Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А. Лабунская, Л.Н. Ожигова, Л.В. Попова, Е.Р. Ярская–Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования и
- концепция развития личности В.С. Мухиной. Согласно автору, посредством специфических знаковых систем происходит развитие каждого звена самосознания личности, в том числе половой идентификации.
Достоверность
результатов исследования обеспечивается применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами; количественной и качественной обработкой результатов исследовательской деятельности; соотнесением результатов различных методов, подтверждением эмпирической частью теоретических положений работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
– обосновано использование подхода В.С.Мухиной при изучении знаковой системы гендерной идентификации подростков;
– описаны основания выделения составляющих знаковой системы гендерной идентификации подростков;
- обоснованы методы, построенные на основе использования знаков, содействующих половой идентификации подростков;
- выявлена знаковая система гендерной идентификации современных подростков;
- выявлена тенденция незначительного преимущества девочек – подростков в освоении процесса гендерной идентификации;
- выявлены специфические гендерные различия подростков в отношении к знаковым системам, ответственным за половую презентацию.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в психологической и педагогической работе с подростками, направленной на гендерное просвещение и поддержку активности, ответственности и саморазвития личности.
Теоретические и практические результаты работы могут применяться на уроках/факультативах «Обществознания», «Профориентации», «Этики и психологии семейной жизни», классных часах, родительских собраниях. А подобранный и апробированный комплекс психодиагностических процедур позволяет диагностировать особенности знаковой системы гендерной идентификации подростков (групповой или индивидуальной).
Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Рассмотрев положение молодежи в России, мы переходим к сущности аддиктивного поведения. Прежде чем обратиться к аддиктивному поведению, определимся с термином аддикция. Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости. Хотя наркоман может чувствовать себя порабощенным табаком, алкоголем, пищей, наркотиками, психотропными пре ...
Стадии развития шизофрении
Шизофрения, как и большинство заболеваний, проходит в своем развитии несколько стадий: инициальную, стадию развития заболевания, конечную. Инициальная стадия - возникает остро, подостро и медленно (постепенно). При остром начале шизофрении продуктивная психопатологическая симптоматика возникает внезапно, бурно и нарастает в течение неско ...
Операции и процессы мышления
Процесс мышления подчиняется определенной логике. В структуре мышления можно выделить ряд логических операций — сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания и находится в сложной взаимосвязи с другими операциями. С помощью функции сравнения устанавливается с ...