Виды психических травм

В литературе можно встретить различные классификации психических травм. Представим здесь некоторые из них, предложенные разными авторами.

Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6]

По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на:

1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, одноплановые:

а) сверхактуальные для личности, б) неактуальные для личности (например, природные, общественные катастрофы, интактные для данного индивидуума);

2) ситуационные острые (подострые), неожиданные, многопланово вовлекающие личность (связанные с утратой социального престижа, с ущербом для самоутверждения);

3) пролонгированные ситуационные, трансформирующие условия многих лет жизни (ситуация лишения, ситуация изобилия — кумир семьи):

а) осознаваемые и преодолимые,

б) неосознаваемые и непреодолимые;

4) пролонгированные ситуационные, приводящие к осознанной необходимости стойкого психического перенапряжения (истощающие):

а) вызываемые самим содержанием ситуации,

б) вызываемые чрезмерным уровнем притязаний личности при отсутствии объективных возможностей для достижения в обычном ритме деятельности.

Классификация В.Н. Мясищева [8]

Мясищев делит психические травмы на объективно-значимые и условно-патогенные, подчеркивая тем самым семантическую роль события. Под объективно-значимыми понимаются жизненные события (психические травмы), значимость которых можно считать высокой для подавляющего большинства людей — смерть близкого, развод, увольнение и пр. Условно-патогенными называют события, которые становятся психическими травмами, вызывающими переживания в силу особенностей иерархии ценностей человека (к примеру, потеря марки из коллекции филателиста).

Классификация В.В. Ковалева [3]

Ковалёв выделил среди психотравмирующих факторов:

1) шоковые психические травмы (нападение животного, появление чужого, удар грома);

2) психотравмирующие ситуации относительно кратковременные, но психологически очень значимые для ребенка (утрата или болезнь одного из родителей, ссора со сверстниками и т.п.);

3) хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ориентации ребенка (семейные конфликты, противоречивое и деспотическое воспитание, неуспеваемость и т.п.);

4) факторы эмоциональной депривации (недостаток ухода, заботы, ласки и т.п.).

Классификация Н.Д. Лакосиной, Г.К. Ушакова [4]

Все психические травмы, вызывающие психогенное заболевание, можно разделить на три группы:

1) психические травмы, называемые условно «эмоциональное лишение». При этом человек лишается объекта привязанности или оказывается вне ситуации, вызывающей положительную эмоциональную реакцию (например, вдали от Родины),

2) всевозможные конфликты и

3) психические травмы, представляющие угрозу для жизни (землетрясение, наводнения, крушения и др.).

Мы будем придерживаться классификации, приведённой Г.К. Ушаковым и Б.А. Воскресенским.


Итоги контрольного этапа
Для решения поставленных задач на формирующем этапе, нами было проведено повторное диагностическое обследование, на котором мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе: «Уровень зрительного запоминания», «Запоминание 10 слов» методика А. Лурия, «Таблицы Шульте». Контрольный этап проходил с 31.10.2008 г. по 2.11.2008 г. ...

Систематика шизофрении
Формы шизофрении До сих пор принято выделять 4 основные формы шизофрении: 1.кататоническая; 2.параноидная; 3.гебефреническая; 4.простая. Выделение определенных форм (типов) болезни вполне закономерно, т.к. различие в клинической симптоматике - прежде всего выражение патогенетических особенностей разных форм заболевания. Простая форма - в ...

Рассмотрение общепсихологического свойства «Внимание» по отношению к «Ки» понятию
Внимание имеет обыкновение рассеиваться, намерения меняются, и модели мускульной активности, сохраняя одну и ту же внешнюю форму, варьируются в зависимости от обстоятельств. Абсолютно понятно, что внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Пси ...