Другая психология » Социальная среда и личность » Социальная активность личности

Социальная активность личности

Специфически человеческую форму взаимодействий и взаимоотношений создают взаимосвязи между людьми. Другой человек оказывает на индивида весьма своеобразное воздействие. На основе ряда экспериментальных исследований известно, что наличие в ситуации другого человека оказывает специфическое влияние на поведение индивида. В социальной психоло­гии были отмечены эффекты «сосуществования», «со­трудничества», «социального подкрепления», «соактивности» и пр. Они не могут быть объяснены однопланово, лишь особенностями субъект-объектного взаимоотноше­ния. Личностные взаимодействия характеризуются го­раздо более сложной природой. Некоторые их особен­ности могут быть выявлены при анализе социальных ожиданий.

Человеческая активность предполагает использова­ние сложных психических механизмов. В теории уста­новки экспериментально были изучены некоторые их аспекты. Анализ экспериментальных данных показал, что при «построении поведения» посредством установоч­ного механизма учитываются не только потребности индивида и соответствующая ситуация, но и те ее воз­можные преобразования, которые ожидаются с большой вероятностью. Эта особенность установочной активно­сти исследовалась с физиологической точки зрения И. М Фейгенбергом, и была им обозначена как способ­ность мозга к вероятностному прогнозированию.

Установочное прогнозирование как примитивная фор­ма ожидания является одним из проявлений специфики отношения человека к действительности (ее отражения). Такие ожидания могут действовать совершенно неосоз­нанно. Более того, как показы­вают экспериментальные исследования, для формирова­ния социальных ожиданий недостаточно созревания спо­собностей объективации и осознания. Их формирование начинается только в переходном возрасте, и лишь на последнем этапе социализации человека они становятся детерминантами поведения. Следует отметить также, что для их формирования необходимы участие сознания и объективации, однако, сформировавшись, они могут функционировать на бессознательном уровне. [6.c.169-171]

Хотя человек рождается со многими биологическими задатками, однако формирование его личностных свойств обусловливается социальными взаимодействия­ми и закономерностями. Как указывают классики мар­ксизма, сущность человека создается совокупностью общественных отношений. Потребности человека, его сознательные и бессознательные отношения к действительности, личностные взаимосвязи должны рассматри­ваться как феномены, являющиеся результатом дифференцировки и конкретизации целостной системы соци­ально-культурных ценностей. При изучении закономер­ностей формирования и действия социальных ориента­ции людей в качестве методологического принципа был использован принцип «дифференциации — конкретиза­ции первичных целостностей» в противовес принципу «интеграции — связывания элементов», характерного для ассоциационистской и бихевиористской теорий.


Результаты психометрической проверки исправленной формы опросника показали его высокую однородность (Standardized alpha: 0,862901347). Разбиение пунктов на шкалы и их проверка.
Проверим исправленную форму и на основе факторного анализа для создания достаточно однородных шкал, измеряющих определённые формы страхов (фобий)(см. Приложение Табл. 7). Пункты, входящие в шкалы, определённые по результатам факторизации и результаты их психометрической проверки поместим в табл. 8 (см. Приложение). Здесь сразу бросается ...

Общие проблемы формирования мировоззрения личности
Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являютс ...

Флегматический - темперамент хладнокровного (des Kaltbliitigen)
Флегма как слабость — это склонность к бездеятельности, нежелание браться за дело, даже если побуждения к этому очень сильны. Нечувствительность к побуждениям представляет собой добровольную бесполезность, и его склонности направлены только на насыщение и сопротивление. Флегма как сила — это способность приходить в движение хотя и не лег ...