Измененные сознания » Психоделические и психолитические препараты

Психоделические и психолитические препараты

В качестве средств инициации измененного состояния сознания из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 - 12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в измененном состоянии сознания, при этом весь период действия психоделиков измененное состояние сознания остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделическом процессе создаются условия для глубокого трансформирующего переживания человеком своей персональной истории и, далее так называемой трансперсональной природы - того, что лежит за границами его индивидуальности. В психоделических состояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и с неожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все это представляется в действительных (узнаваемых), мифологических и фантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично в самих измененных состояниях сознания, частично после пройденных сеансов. Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформации психических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новых позитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственного жизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту [9, с. 498].

В отличие от психоделических психолитические препараты вызывают растворение, диссоциацию сознания, на уровне его барьеров самоконтроля и внутренней психической цензуры, они кратковременны по своему действию и позволяют проникать лишь на биографический уровень субъекта. Психолитический эффект позволяет, в лучшем случае, разрешить актуальные конфликты в психике, освободить ряд "зажимов", которые непосредственно актуальны в том или ином кризисе или психотравме, то есть лежат на поверхности. Растормаживающий эффект психолитиков (например, пентотал) заключается и в том, что ненаркотические дозировки препаратов этого ряда способны активировать двигательную и речевую активность человека. В частности, в речи индивид теряет критичность к своим высказываниям и у него реализуется говорливость вне речевой цензуры и организации речи, что частично снимает стрессовую напряженность. Аналогичными психолитическими свойствами обладает известный всем алкоголь. Таким образом, психолитики снимают накопленные напряжения, но не приводят к их осмыслению и, тем более, к освобождающей трансформации. В современной практике использования психоделиков выделяются следующие направления:

- вульгарное употребление психоделиков, в основном, в молодежной среде, как форма развлечения и удовольствия. В этом варианте эксплуатируются качества психоделиков усиливать гедонистическую чувственную составляющую и фантазийность восприятия;

- применение психоделиков в целях саморазвития и стимуляции освоения новых социально-ролевых функций наблюдается, преимущественно, в культурно развитой среде и может использоваться в прикладных целях. В данном варианте сознательно используется возможность тематического управления психоделическим процессом в рамках специальных алгоритмов;

- медицинское применение психоделиков: на протяжении последних сорока лет оно доказало свою эффективность в терапии тяжелых кризисов личности, ряда психических заболеваний и для большинства психосоматических недугов. Медицинские специалисты, использующие препараты данного ряда считают, что их лечебный эффект связан с трансформацией негативных патогенных систем опыта (негативных информационных матриц) и с ревитализирующей трансформацией психики. Важнейшим аспектом этой терапии является психосемантическая составляющая;

- применение психоделиков в целях научных исследований можно признать перспективным, особенно их свойства обеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучения семантической организации психики и ее роли в функционировании систем организма человека. Однако такие исследования наиболее адекватны, с научной точки зрения, могут быть реализованы в соединении с компьютерными психотехнологиями [12, с.81].


Конфликты и межличностные отношения
Конфликт — это про­тиворечие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (А. Г. Ковалев), Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, социально-психологическом и социально-идеологическом отношениях. В социалисти ...

Вильгельм Вундт и развитие современной психологии
Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание в 1879 г. в Германии, в Лейпцигском университете, первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. В личности В.Вундта как бы сконцентрировались объективные противоречия науки, породившие кризисную ситуацию в области знаний о человеке. Действительно, ...

Мотивация учебной деятельности.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотива ...