Измененные сознания » Психоделические и психолитические препараты

Психоделические и психолитические препараты

В качестве средств инициации измененного состояния сознания из всех природных и синтетических психоделиков исследователи выделили два основных вещества сходных по своему действию - это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем 6 - 12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в измененном состоянии сознания, при этом весь период действия психоделиков измененное состояние сознания остается стабильным. Выход из данного состояния, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. В психоделическом процессе создаются условия для глубокого трансформирующего переживания человеком своей персональной истории и, далее так называемой трансперсональной природы - того, что лежит за границами его индивидуальности. В психоделических состояниях человек сталкивается с переживанием реальных сторон своей жизни и с неожиданной, не имеющей аналогов в обыденности, феноменологией. Все это представляется в действительных (узнаваемых), мифологических и фантасмагорических образах и переживаниях. Их осмысление происходит частично в самих измененных состояниях сознания, частично после пройденных сеансов. Важнейшей особенностью психоделии является проявление условий для трансформации психических содержаний, вытесненной и забытой информации, обретение новых позитивных смыслов и оснований для конструктивных изменений собственного жизненного пути и самоопределения, которые ведут к личностному росту [9, с. 498].

В отличие от психоделических психолитические препараты вызывают растворение, диссоциацию сознания, на уровне его барьеров самоконтроля и внутренней психической цензуры, они кратковременны по своему действию и позволяют проникать лишь на биографический уровень субъекта. Психолитический эффект позволяет, в лучшем случае, разрешить актуальные конфликты в психике, освободить ряд "зажимов", которые непосредственно актуальны в том или ином кризисе или психотравме, то есть лежат на поверхности. Растормаживающий эффект психолитиков (например, пентотал) заключается и в том, что ненаркотические дозировки препаратов этого ряда способны активировать двигательную и речевую активность человека. В частности, в речи индивид теряет критичность к своим высказываниям и у него реализуется говорливость вне речевой цензуры и организации речи, что частично снимает стрессовую напряженность. Аналогичными психолитическими свойствами обладает известный всем алкоголь. Таким образом, психолитики снимают накопленные напряжения, но не приводят к их осмыслению и, тем более, к освобождающей трансформации. В современной практике использования психоделиков выделяются следующие направления:

- вульгарное употребление психоделиков, в основном, в молодежной среде, как форма развлечения и удовольствия. В этом варианте эксплуатируются качества психоделиков усиливать гедонистическую чувственную составляющую и фантазийность восприятия;

- применение психоделиков в целях саморазвития и стимуляции освоения новых социально-ролевых функций наблюдается, преимущественно, в культурно развитой среде и может использоваться в прикладных целях. В данном варианте сознательно используется возможность тематического управления психоделическим процессом в рамках специальных алгоритмов;

- медицинское применение психоделиков: на протяжении последних сорока лет оно доказало свою эффективность в терапии тяжелых кризисов личности, ряда психических заболеваний и для большинства психосоматических недугов. Медицинские специалисты, использующие препараты данного ряда считают, что их лечебный эффект связан с трансформацией негативных патогенных систем опыта (негативных информационных матриц) и с ревитализирующей трансформацией психики. Важнейшим аспектом этой терапии является психосемантическая составляющая;

- применение психоделиков в целях научных исследований можно признать перспективным, особенно их свойства обеспечивать глубокий доступ к неосознаваемым психическим содержаниям, для изучения семантической организации психики и ее роли в функционировании систем организма человека. Однако такие исследования наиболее адекватны, с научной точки зрения, могут быть реализованы в соединении с компьютерными психотехнологиями [12, с.81].


Внушение в психолого- педагогической работе
Внушение играет огромную роль в процессе воспитания. Исследования и наблюдения, проводившиеся В. М. Бехтеревым, свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Он один из первых указал на внушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё плохое и всё ...

Социальный интеллект
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек". Термин "социальный интеллект" был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения "дальновидности в межличностных отношениях". Многие известные психологи внесли своё понимание в интерпретацию этог ...

Медитация
Методы медитации сводятся к двум-трем основным типам, каждый из которых имеет целью достижение определенного состояния сознания. Этим состояниям в восточных культурах придается огромная ценность, их связывают с такими идеями как "спасение", "избавление от страданий", "просветление", "истинное видение&qu ...