Другая психология » Современные зарубежные теории личности » Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии

Эриксон, Корни: Теории личности в эго-психологии
Страница 1

В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся:

акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека;

упор на психически здорового человека;

особая роль идентичности;

сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Эго-психология Эриксона считается развитием психоанализа, но он отошёл от психоанализа по нескольким важным пунктам: сдвиг акцента от ид к эго; подчёркивание исторических условий формирования эго у ребёнка; охват теорией всего жизненное пространство индивидуума; наконец, его взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов, отличный от таковых у Фрейда.

Центральным для его теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно ему, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития.

Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:

младенчество (базальное доверие – базальное недоверие);

раннее детство (автономия – стыд и сомнение);

возраст игры (инициативность – вина);

школьный возраст (трудолюбие – неполноценность);

юность (эго-идентичность – ролевое смешение);

ранняя зрелость (интимность – изоляция);

средняя зрелость (продуктивность – инертность);

поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).

Карен Хорни отвергла положение Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребёнком. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведёт к возникновению базальной тревоги – основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.

Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладения с недостатком безопасности и беспомощностью, порождёнными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:

в любви и одобрении; в руководящем партнёре; в чётких ограничениях;

во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании;

в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости;

в безупречности и неопровержимости.

Хорни разделила список потребностей на три категории, каждая из которых представляет стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определённая ориентация в отношениях с другими людьми: на людей, от людей и против людей.

Страницы: 1 2


Ключ к морфологическому тесту жизненных ценностей (Форма А)
Жизненные ценности Жизненные сферы Шкала достоверности ПРОФЕС. ОБРАЗОВ. СЕМЬЯ ОБЩЕСТ. УВЛЕЧ. ФИЗИЧ. Развитие себя 1 57 15 71 27 83 37 93 45 101 51 107 +7 -14 +20 +31 -40 +47 +52 -55 -63 +70 +76 +87 +96 -103 -108 -111 Духовное удовлетворение 8 64 2 58 16 72 28 84 38 94 46 102 Креативность 21 77 9 65 3 59 17 73 29 85 39 95 Социальные конта ...

Воображение и речь
Исследования показали, что очень мощный шаг в развитии воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задержку развития воображения. Э. Блейлеру и его школе мы обязаны ...

Компромисс
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию. При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных ...