Другая психология » Условия формирования готовности детей к обучению в школе в условиях детского сада » Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному обучению

Пути формирования у старших дошкольников компонентов готовности к школьному обучению
Страница 1

В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:

1. Комплексные (все направления в работе эстетическое, физическое, нравственное и т.д.).

2. Специализированные

3. Коррекционные (несколько направлений).

В данном параграфе мы проанализируем некоторые из них.

Программа «Радуга» 1989г. Авт. кол. Т.Н. Доронова [30].

Цель - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения.

Программа «Развитие» 1994 г. Л.А. Венгер [29].

Основная цель – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в

- умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);

- развитии децентрации – умения менять свою точку отсчёта как при решении наглядных заданий, так и в ситуации общения;

- развитии замыслов – умения создавать идею будущего продукта и план её реализации.

К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду.

Программа «Детство» 1995г. РГПУ А.И.Герцена [29].

Цель программы – обеспечение целостного развития личности ребёнка в период дошкольного развития: интеллектуального, физического, эмоционально – нравственного, волевого, социально – личностного.

4 блока

1. Познание;

2. изменения отношения;

3. созедание;

4. здоровый образ жизни.

Логика подачи:

- характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребёнка;

- особенности сферы деятельности (общения, восприятия);

- общие задачи воспитания;

- представления (ориентации);

- уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); диагностика

- практические умения;

- методические советы;

- рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть;

- рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства;

- заключение.

Типовая программа под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [28].

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что даёт возможность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание, подготовку к обучению в школе.

«Типовая программа» составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастные ступени физического и психического развития детей:

ранний возраст – от рождения до трех лет

младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет

средний возраст – от 4 до5 лет

старший дошкольный возраст – от 5 до7 лет.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (А.А. Венгер, С.П. Проскура) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно – волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи:

познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям.

Будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладеть знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Страницы: 1 2


Физиология эмоций
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они сказываются на различных аспектах биологического, физио­логического и социального функционирования человека У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение элект­рической активности мышц лица . Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в ...

Воображение и речь
Исследования показали, что очень мощный шаг в развитии воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задержку развития воображения. Э. Блейлеру и его школе мы обязаны ...

Память
Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его норм ...