Введение

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них.

Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку.

Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.

Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества. Рассмотрев все выше изложенные факты, можно с уверенностью говорить о том, что проблема аддиктивного поведения является актуальной для сегодняшнего дня, ведь мы все заинтересованы в благополучном развитии всего человечества.

К исследованию проблемы предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ сегодня подключились специалисты целого ряда паук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики аддиктивного поведения, в том числе и в молодежной среде.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными результаты первичной профилактики, разработку программы которой мы предпримем в нашем исследовании.

Целью нашего исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи, составить программу по профилактике употребления психоактивных веществ.

Объектом исследования является аддиктивное поведение молодежи.

Предметом нашего исследования является особенности аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.

Гипотеза 1: Для учащейся молодежи свойственна склонность к аддиктивному поведению, характеризующаяся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.

Гипотеза 2: профилактика аддиктивного поведения у подростков будет наиболее успешной, если:

- включает раскрытие информационного блока по проблеме через такие методы как беседы, дискуссии, метод мозгового штурма, ролевые игры.

- направлена на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ;

- направлена на развитие мотивационной сферы учащихся в отношении ЗОЖ.

В соответствии с целью, объектом и предметом мы поставили следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме аддиктивного поведения молодежи и его профилактике.

2. Провести опытно-эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению.

3. Составить программу профилактики аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.

Методы исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ педагогической, психологической и социологической литературы по изучаемой проблеме; методы опроса (беседа, анкетирование), тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич), тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай), а также методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Источниками для проведения исследования стали научные и учебно-методические публикации, монографии по вопросам борьбы с аддиктивным поведением, касающиеся профилактики данного поведения, а также программы первичной профилактики аддиктивного поведения.

Экспериментальная база: МОУ СОШ № 4 г. Калининграда, ул. К. Маркса д.5,6.

Выборкой стали учащиеся 9 "А" класса в возрасте 15-16 лет.


Свойства внимания.
Наряду с направленностью, процесс внимания характеризуют следующие свойства: активность (степень включения сознания и воли субъекта в процесс внимания); концентрация (степень сосредоточения на объекте); устойчивость (длительность концентрации на определенном объекте и способность сохранения качеств внимания во времени); переключаемость ( ...

Воля
Воля это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. Воля – одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик. Как и диапазон слабоволия. Желание ук ...

Семейная социализация в младшем школьном возрасте. Социализация, её сущность
В общем смысле под социализацией понимают развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни, в процессе усвоения социального опыта. Например, у Л.В. Мардахаева [16] понятие социализация трактуется так: социализация (от лат.socialis – общественный) – процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение ...