Другая психология » Связь акцентуации характера с выбором будущей профессии старшими школьниками » Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека

Направленность личности и проблема профессионального самоопределения молодого человека
Страница 2

Автор пишет о включенности профессионального самоопределения в личностное, связывая ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты, выводит нас на проблему будущего, представление о котором невозможно без построения жизненного плана.

Как утверждает И. С. Кон, "жизненный план, в точном смысле этого слова, возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности" [31].

Необходимым условием успешного самоопределения является сознание того, что "я сам" выбрал профессиональный путь. Но процесс профессионального самоопределения этим актом не заканчивается. Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова отмечают, что "выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития" [33]. До того, как человек не проверит свои возможности в ходе профессиональной деятельности либо ситуациях, максимально приближенных к таковой, не сформирует к себе как к субъекту труда устойчивого положительного отношения, об успешности процесса профессионального самоопределения говорить достаточно трудно.

В ходе формирования профессионального самосознания выделяются "идентичные профессионалы либо профессиональные маргиналы". Маргиналу соответствует позиция внутренней непричастности к сообществу своей профессии, а его система ценностей не ориентирована на достижение профессиональных целей. О профессиональной идентичности можно говорить, "если признаки, используемые для идентификации, полностью совпадают у человека, как у потребителя профессии, общества, как заказчика и профессионала как исполнителя" [21].

К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Съюпера, положения, касающиеся смыслообразующего и смыслореализующего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека, работах В. Франкла, теоретические положения Ш. Фукуямы, разработки стадий жизни личности Э. Эриксона и др.

Говоря о сущности профессионального самоопределения, Н. С. Пряжников подразумевает "самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации" [38].

П. Г. Щедровицкий пишет: "…неправильно понимать самоопределение как “определение относительно себя" [40]. Понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса и включенного в него субъекта (эмпирического или трансцендентального), но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Но нельзя ориентироваться и на однозначные "пределы" и "пространства", иначе исчезнет сам смысл слова "самоопределение". При этом смысл самоопределения П. Г. Щедровицкий видит в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмысливать собственную сущность.

Та же мысль прослеживается в работах Е. А. Климова, который понимает самоопределение не просто как "самоограничение", не как добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как полноценного участника сообщества "делателей" чего-то полезного, сообщества профессионалов". В общем же виде профессиональное самоопределение понимается автором "как деятельность человека, принимающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда" [28-29].

В общем, можно утверждать, что самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, системе общественных отношений, интеграции своей целостности в собственном сознании и сознании других людей развивается в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном и может рассматриваться по крайней мере на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях по Е. А. Климову: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе социальных отношений) [29].

Страницы: 1 2 3


Индивидуальные различия памяти
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково. Разница может быть количественной,например: - различная скорость запоминания; - в прочности сохранения; - в легкости воспроизведения, точность и объем запоминания. Например: некоторы ...

Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю. Конечно, моральное развитие и воспитание ...

Каковы сходства и различия в детерминации поведения человека и животных?
Для философов Древней Греции и Древнего Рима человек представлялся уникальным существом, не имеющим ничего общего с животными. Только он, наделенный разумом, мышлением и сознанием, обладает свободой выбора действий. Мотивация, детерминация поведения с этик позиций связывалась только с разумом и волей. В отличие от объяснения поведения че ...