Другая психология » Конфликтное поведение человека » Влияние негативных психических состояний на конфликтное поведение человека

Влияние негативных психических состояний на конфликтное поведение человека

В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и оценкой группы, между требованиями группы и собственными установками и убеждениями, то есть конфликтное поведение выступает как склонность человека к конфликту при взаимодействии личностных факторов и факторов внешней среды.

В свою очередь, негативные психические состояния являются реакцией человека на факторы внешней среды, то есть напрямую способны спровоцировать конфликтное поведение, а также стать следствием конфликта.

Анализируя выше изложенный материал, можно прийти к выводу, что человек, находящийся в одном из негативных психических состояний, вряд ли сможет следовать стилю сотрудничества для решения конфликтной ситуации, поскольку такое поведение требует присутствия здравого смысла и адекватных реакций на происходящее.

Сопоставление существующих стилей конфликтного поведения и характерных негативных психических состояний можно представить в таблице:

Негативное психическое состояние

Наиболее вероятный стиль конфликтного поведения

Стресс, фрустрация

Конфронтация, уклонение

Нерешительность, апатия

Уступка

Горе

Уступка, компромисс, приспособление

Ненависть

Конфронтация

Состояние напряженности

Компромисс, приспособление

Персеверация

Приспособление, уступка

ригидность

конфронтация

Как очевидно из таблицы, ни одно из негативных психических состояний не провоцирует человека к проявлению конструктивного стиля конфликтного поведения (сотрудничества). Основная причина заключается в пониженном уровне осознания человеком реальных причин и поводов конфликта, например, во время стресса или горя, что делает невозможным полноценный диалог с оппонентом.

Одним из характерных явлений во время конфликта является агрессия. Агрессия — это форма деструктивного индивидуально людского, биологического или социального поведения. Формы проявления агрессивности могут быть самыми разными – от внешне безобидных до самых деструктивных, от негативных до положительных, поскольку сама агрессивность буквально во всем пронизывает все формы деятельности человека. Агрессия проявляется в виде различных реакций: раздражение, негативизм, злость, подозрительность, обида, вербальная агрессия и другое. Наиболее опасной реакцией является использование физической силы против другого человека – физическая агрессия. Включение агрессии в конфликтное поведение сводит к минимуму шансы на успешное завершение конфликта.


Психологические принципы эффективного управления
На сегодняшний день существует несколько вариантов эффективного управления. Постараемся рассмотреть каждый из них: 1. Концепция использования трудовых ресурсов; 2. Технология управления человеческими ресурсами; 3. Гуманистический подход к управлению персоналом. Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выде ...

Формирующий этап эксперимента по исследованию влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношен
Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными характеристиками («Что с этим делать?»). В практической деятельности этот вопрос связан с пониманием того, на что именно необходимо делать упор во взаимодействии с родителями, если возникает необхо ...

Выводы
Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы. Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовос ...