Введение
Семья – как важнейший социальный институт, выполняет функцию первичной социализации детей, первичного социального контроля. Каждая семья – это система неповторимых микросредовых условий, индивидуальности родителей, и это накладывает неизгладимый отпечаток на духовный и социально-нравственный облик ребенка. Сам тип семьи, характер родительского отношения во многом определяют направление дальнейшего развития личности ребенка. Семья выступает важным институтом социализации ребенка. Детский сад, отношение в группе дошкольников также оказывают существенное влияние на развитие коммуникативных навыков ребенка, уровень его социализации.
Актуальность данного исследования связана с тем, чтобы выявить влияет ли тип родительского отношения на характер межличностных отношений дошкольника со сверстниками, на его социометрический статус.
В связи с этим целью курсовой работы является изучение влияния семьи, в частности детско-родительских отношений на межличностные отношения ребенка дошкольного возраста, которые у него складывают в группе сверстников
Предмет: межличностные отношения в группе дошкольников.
Объект: взаимосвязь межличностных отношений и типа родительского отношения.
Методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО).
3. Метод социометрии (методика «Капитан корабля»).
Гипотеза: существует связь между типом родительского отношения и социометрическим статусов дошкольника в группе детского сада.
Эмпирическая база исследования: дети старшего дошкольного возраста, всего 30 человек (возраст от 5 до 6 лет). Исследование осуществлено на базе ДУ №568 г. Минска.
Для изучения характера детско-родительских отношений были опрошены 30 матерей данных детей.
В отечественной психологии и педагогике проблемы влияния семьи на психическое и социальное развитие ребенка отражены в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, B.C. Мухиной, М.И. Лисиной и др. Выделяются такие направления исследования родительского воспитания как: изучение структуры семейного воспитания (В.Н. Мясищев, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.А. Бодалев); типы и тактики семейного воспитания (А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер); влияние способов воздействия и типов семейного воспитания (А.Б. Орлов, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга).
Описание методики №3. Самодиагностический контрольный
перечень
1. (0) Я не испытываю чувства грусти (1) Временами мне бывает грустно (2) У меня бывают моменты, когда я испытываю сильное чувство грусти и отчаяния (3) Я повседневно испытываю сильное чувство грусти и отчаяния 2. (0) Я активен(вна), и мне хочется работать (1) Временами мне трудно начать что-то делать (2) Мне часто ничего не хочется дела ...
Социальная информация
Во многих исследованиях отмечается связь между сознанием, языком и мышлением. Язык является средством общения между людьми. Он отражает степень развития общества и меняется вместе с изменениями в общественной жизни. Развитие языка отражает научно-технический и культурный прогресс общества. Например, древние языки отличаются от современны ...
Психологические причины отклонений в семейном воспитании.
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Особу ...
