Оценка силы нервных процессовСтраница 1
Трудно найти метод, который использовался бы столь же часто в психологических исследованиях, как метод регистрации временных параметров сенсорных реакций.
Одним из наиболее широко распространенных способов исследования скоростных параметров психомоторных движений является методика рефлексометрии. Она состоит в регистрации временных характеристик сенсорных двигательных реакций, которые определяются, прежде всего, динамикой нервных процессов в структурах мозга. Показатели скорости двигательных сенсомоторных реакций человека имеют значение для проведения профотбора на целый ряд профессий (операторы, водители, крановщики и др.), а также могут быть использованы для изучения состояния человека в любых сферах деятельности.
В широком биологическом смысле термин «реакция» означает закономерный ответ организма на какое-либо воздействие. Простейший случай специфичного для человека типа поведенческой реакции состоит в выполнении какого-либо несложного движения по заранее условленному сигналу.
В других, более сложных случаях, обследуемому предписывается на одни сигналы производить условленное движение, а на другие – воздерживаться от него, или, наконец, на разные сигналы отвечать разными движениями.
Существует два принципиально различных способа измерения времени реакции. Их отличительная особенность состоит в том, что в одном случае реакция осуществляется по принципу «заранее оговоренный стимул – определенный вид ответа» (проба «время простой сенсомоторной реакции» – ВПСР), а в другом предусматривается необходимость избирательного реагирования на разные (по форме, цвету, размеру и другим признакам) стимулы (проба «время сложной сенсомоторной реакции» – ВССР).
Принципиальная схема методики измерения времени реакции чрезвычайно проста. Она состоит в регистрации тем или иным способом промежутка времени между началом действия какого-нибудь раздражителя (зрительного, слухового, тактильного и др.) и началом ответной реакции, обычно общедвигательной или речевой. Для реализации методики используют рефлексометры различной конструкции. Основной частью любого рефлексометра является электросекундомер (или иного вида хронометр), автоматически включаемый в момент подачи раздражителя и останавливаемый в момент ответной реакции.
При проведении хронометрических обследований перед каждым очередным сигналом иногда подается так называемый предупредительный сигнал, позволяющий обследуемому заблаговременно подготовиться к пусковому сигналу и к соответствующей реакции. Предупредительный сигнал может подаваться либо в словесной форме (например, репликой «внимание!»), либо в форме другого раздражителя (например, стука, вспышки света и т.д.). Промежуток времени между предупредительным и пусковым сигналами, как правило, составляет от 1,5 до 3,0 с. (Е.И. Бойко, 1964). Время оставления в пределах этого интервала варьируют по случайному закону. Это позволяет избежать автоматизации реакции и формирования реакции на время оставления. Поскольку время реакции оказывается наиболее коротким при постоянном интервале между сигналом и раздражителем и увеличивается при увеличении разницы между оставлениями, ими следует варьировать только в относительно ограниченных пределах.
Оптимальный интервал времени между двумя последовательными раздражителями составляет около 300 мс. Минимальный интервал времени должен быть, того же порядка, что и время самой реакции: он должен быть таким, чтобы последующий сигнал не появился до того, как осуществится реакция на предыдущий.
На практике применяются два способа определения времени реакции, а именно, хроноскопический, при котором промежутки времени измеряются путем визуального считывания показаний соответствующих устройств (например, секундомера), и хронографический, когда время реакции автоматически регистрируются на каком-либо носителе (бумаге, фотопленке, в памяти ПЭВМ). По попятным причинам второй способ используется значительно чаще. В зависимости от конкретных задач хронометрического обследования, при его проведении могут применяться различные комбинации раздражителей.
Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности
развития детей первого – третьего года жизни.
В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и семье и т.д. В методической литературе даны методические рекомендации, как облегчить ребенку привыка ...
Гипноз, как проявление внушающего поведения
Гипноз – уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание и нередко окружён не только ореолом таинственности, но и многочисленными предрассудками. История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к нему многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже отрицания его существования. Повышенный ...
Элементарная сенсорная психика. Низший уровень психического
развития
На низшем уровне психического развития находится довольно большая группа животных; среди них встречаются и такие животные, которые стоят еще на грани животного и растительного мира (жгутиковые), а с другой стороны, и сравнительно сложно устроенные одноклеточные и многоклеточные животные. К наиболее типичным представителям рассматриваемой ...