Содержание общения

Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона. Учащиеся — красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечественной войн, они вместе посещают ветеранов Октябрьской революции. То, что они находят и узнают, то взаимодействие, которое при этом возникает и осуществляется,— есть содержание общения.

В общении могут быть переданы навыки и умения. Учитель труда рассказывает и показывает, как пользоваться слесарным инструментом, как обрабатывать им металл. На уроке физкультуры учитель формирует у школьников двигательные навыки и таким образом учит их владеть своим телом.

Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. Мы встречаемся с друзьями, родственниками. Нам доставляет радость быть вместе, видеть друг друга, «дышать одним воздухом». В этой связи показателен эпизод из телефильма «Семнадцать мгновений весны». Штирлиц (советский разведчик) встретился с женой в небольшом кафе на территории «нейтральной» страны, кишащей гитлеровскими шпионами. Они смотрели друг на друга, не проронив ни слова, не подав вида, что знакомы, что они близкие люди. При этом ими владела сложнейшая гамма чувств, они испытывали огромное желание броситься друг к другу, многое сказать, спросить. Их взаимное восприятие, невысказанные, невыявленные мысли и чувства при данных обстоятельствах все-таки были содержанием общения.

Содержанием общения является коллективное (групповое) решение задачи, деятельность. Бригада монтажников собирает блочный дом. Группа конструкторов создает новый станок. Педагогический коллектив школы решает вопрос о состоянии успе­ваемости в выпускном классе. Во всех этих случаях содержанием общения оказывается дело, задача, их выполнение и решение.

Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся система общения данного лица.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных, тем общения, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.


Виды психических травм
В литературе можно встретить различные классификации психических травм. Представим здесь некоторые из них, предложенные разными авторами. Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6] По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на: 1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, ...

Карта конфликта
Для того чтобы конфликт разрешить, для начала его необходимо проанализировать, т.е.: - понять, что же происходит; - выяснить природу конфликта; - разрешить конфликт. X. Корнелиус и Ш. Фэйр предложили для этого использовать "карту конфликта» Карта помогает нам увидеть и проанализировать то, на что можно было бы просто не обратить вни ...

Виды восприятия
В деятельности и поведении человека восприятие является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Что и каким образом воспринимает человек, зависит от того, что и каким образом он делает. Именно в практической деятельности человека восприятие становится активным и целенаправленным процессом познавания действительности. В свое ...