Психология личности » Функции института образования в обществе

Функции института образования в обществе
Страница 2

4) Функция социального и культурного изменения является прерога­тивой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образо­вания и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени стано­вятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретичес­кие и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечи­вают повышение качества специалистов.

Модель социальной организации (структуры) образования может быть представлена как состоящая из трех основных социальных пози­ций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) уча­щиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особен­ностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать ответственные решения и формировать стратегию образовательного процесса: опре­делять перечень основных дисциплин и последовательность их изуче­ния, обеспечить материально-техническую базу образовательных уч­реждений и т.п. Они несут ответственность за формирование препо­давательского корпуса, определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители высшего управленческого звена формируют государственную политику в области образования, разраба­тывают универсальные требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образо­вания, корректируют и уточняют стратегию обучения применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.

Центральное место в структуре системы образования занимает учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: он должен быть специа­листом в определенной области науки и культуры (истории, литера­туры, математики, физики и т.п.), обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой обучения сту­дентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обуче­ния (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.

Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и в первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми трудными подростками.

Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося моти­ватором учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых уча­щимся знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе. Посредством нее все учащиеся ранжи­руются на определенные подгруппы: отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний уча­щихся, а учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств - определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.

Страницы: 1 2 3 4


Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах античных философов
Великие мыслители древности - Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о нужде как учительнице жизни, положили начало научному изучению причин активности человека и животных, их детерминации. Демокрит рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональн ...

Обсуждение результатов исследования взаимосвязи фактора лет, прожитых без отца с личностными характеристиками студентов
В эмпирической части исследования был проведен корреляционный анализ, который позволил выявить изменения личностных характеристик студентов на основе интерпритации корреляционных коэффициентов, показывающих влияние количества лет, прожитых без отца на формирование личности. В исследовании обнаружены корреляционные связи на уровне значимо ...

Общее понятие психики
Психикой называют свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — это его активность. Психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта. Природа психики, ее законы получают научное объясне ...