Другая психология » Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров » Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Устранение противоречий и управление конфликтными

ситуациями

Конфликт — , в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

В напряженных ситуациях не оценивайте поведение партнера в форме "ты - высказывание". Он может расценить это как нападение и будет обороняться.

Снимает напряжение ситуации и не вызывает агрессии со стороны партнера выражение своих чувств в форме "я - высказывание".

Таблица 1.3.1

"Ты - высказывание"

"Я - высказывание"

Высказывание прямых негативных оценок (позиция "обвинитель")

Описание ситуации, вызывающей напряжение: "Выслушав вас, .", "В случае если ."

Жалобы и сетования (позиция "жертва")

Точное определение своего чувства в этой ситуации: "Я понимаю .", "Я опасаюсь .", "Я осознаю ."

"Ты - высказывание"

"Я - высказывание"

Отстраненное рациональное комментирование поведения партнера (позиция "компьютер")

Конкретная причина этого чувства: " .потому что ."

Назидательный тон и поучения (позиция "судья")

Предложение выхода из сложившейся ситуации: "Поэтому я предлагаю…", "Давайте обсудим…", "У меня есть такое предложение ."

Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Сотрудничество - решение проблемы путем нахождения консенсуса. При такой стратегии максимально учитываются интересы сторон. Партнеры признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Формула установки на сотрудничество: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы".

Компромисс - принятие точки зрения партнера, но до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок. Способность к компромиссу уменьшает недоброжелательность в отношениях и приводит к достижению соглашения, но оставляет неудовлетворенность "половинчатыми решениями". Остается вероятность возникновения той же конфликтной ситуации через некоторое время.

Приспособление - уступчивость, готовность принести свои интересы в жертву партнеру, пойти ему навстречу. Эту стратегию можно использовать, когда предмет разногласий имеет меньшую ценность, чем взаимоотношения с партнером, когда "тактический проигрыш" может привести к "стратегическому выигрышу".

Уход - уклонение от прямого противостояния. Такое поведение уместно, если предмет разногласий не представляет большой ценности, ситуация может разрешиться сама собой или если в настоящий момент нет условий для продуктивного управления конфликтной ситуацией.

Настойчивость - принуждение к принятию своей точки зрения другой стороной. Игнорируется та "цена" в отношениях с партнером, которую придется заплатить, - отсутствие перспективы долговременных отношений. Этот стиль может быть эффективным, если используется в ситуации, когда для достижения своей цели необходимо идти "ва-банк".

Разрешением конфликта является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию, и восстановление конструктивных рабочих взаимоотношений. Всегда старайтесь "отделить" участников конфликта от возникших проблем. Помните, что, по меткому выражению Р. Фишера и У. Юри, "ваша проблема - это не вина других людей".

Рассмотрев ситуации конфликта и противоречия между собеседниками в деловых переговорах, беседах, и изучив различные стратегии поведения в таких ситуациях, и их избежание, можно сделать вывод, что если возникла такая ситуация в процессе переговоров или бесед, это не самое страшное, и не стоит разочаровываться, и сдавать "задний ход", и уступать собеседнику превосходства в переговорах и беседах. Нужно знать, что подобную ситуацию можно избежать или устранить в процессе ведения преговоров или беседы.


Специфика развития игры детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия. Общая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А.Н. Поросятникова, посвященная изучению особенност ...

Девиантное поведение как социальная проблема
Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества. Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не ...

Процесс разработки психодиагностических методик (опросников). Определение гипотетического конструкта.
Прежде всего, необходимо точно определить, что будет измерять тест. Для этого анализируем соответствующую литературу, чтобы уточнить понятие. Сразу же стоит определить характеристики выборки, для которой тест предназначен – пол, возраст, другие особенности, если они важны. Результатом является т.н. теоретическое определение, раскрывающее ...