Другая психология » Общение как предмет социально-психологического исследования » Общение в системе социально-психологического исследования. Определение предмета и задач социально-психологических исследований

Общение в системе социально-психологического исследования. Определение предмета и задач социально-психологических исследований

На сегодняшний день существует 4 основных точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета «социальная психология» различными авторами[1]:

1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы).

Пример: На работе человек - жесткий, требовательный, ведущий, а дома - ведомый. Объектом исследования в таком понимании становится личность в группе (Большинство психологов придерживается этой точки зрения).

2) Механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи, пришедшие из социологии, главная проблема - социологизация, очеловечивание рожденного индивида).

3) Общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московских авторов отечественной психологии).

4) Характеристика группы или общностей, как целостных образований.

Социальная психология (а, следовательно, и социально-психологические исследования) возникла на стыке социологии и психологии.

Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Общую психологию интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология является частью общей психологи, но по особой задаче.[2]

Соотношение социологии и социальной психологии (нормативная академическая сторона): социологию интересует социально-типичное (личность интеллигента личность крестьянина), т.е. обезличенного человека; социологию не интересует конкретная личность: социальная психология должна заняться изучением психических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду; в данную группу[3].

Происходит очевидное сближение социальной психологии с социологией (в последние три десятилетия). 3 объективные причины интеграции социальной психологии и социологии:

1) общие объекты исследования;

2) много общего в методах исследования;

3) достаточно близкое содержание подготовки специалистов (Тарыгин, Ядов, Кон, Здравомыслов, Шерковин, Андреева, Делигенский - социологическая социальная психология) (Шорохова, Кузьмин, Бодолев, Платонов, Петровский и др. - психологическая социальная психология).[4]

В настоящее время есть одна социальная психология, а не две как было раньше. За рубежом интеграция наступила раньше, и была она более интенсивной. Огалвин - программа “Ценности и образы жизни” предложил в этой программе интеграцию социальной психологии и социологических критериев. Психологические референты: отношение к себе, к другим людям и т.д. Благодаря этому программа имеет большой успех[5].


Самоуважение, самооценка и мотивация социального поведения
Самоуважение является эмоциональной компонентой Я-концепции, как целостного представления человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и мест ...

Возрастные особенности клинической картины и течения шизофрении
Детская шизофрения - встречается относительно редко. Начало обычно постепенное, с беспричинных и нелепых страхов, двигательных и речевых стереотипии (бесконечное повторение одних и тех же движений, выкрикивание одних и тех же слов). Патологические фантазии не отделяются от реальности. Возможно наличие рудиментарных галлюцинаторного и бре ...

Характеристика движений
Движение человека вне действия может быть предметом изучения лишь физиологии двигательного аппарата. Движения, особенно так называемые произвольные, обычно служат для выражения действий, посредством которых осуществляется поведение; поэтому свойства движений могут быть по большей части поняты лишь исходя из этих действий. Как компоненты ...