Другая психология » Общение как предмет социально-психологического исследования » Общение в системе социально-психологического исследования. Определение предмета и задач социально-психологических исследований

Общение в системе социально-психологического исследования. Определение предмета и задач социально-психологических исследований

На сегодняшний день существует 4 основных точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета «социальная психология» различными авторами[1]:

1) Характеристика индивида как участника социальных отношений (что изменяется в человеке, когда он вклинивается в различные социальные группы).

Пример: На работе человек - жесткий, требовательный, ведущий, а дома - ведомый. Объектом исследования в таком понимании становится личность в группе (Большинство психологов придерживается этой точки зрения).

2) Механизмы социальных влияний на человека (индивида) как участника социального процесса (социальной жизни). Акцент делается на влияние окружающей среды на индивида. Центром считаются механизмы влияния (Этой точки зрения придерживаются социологи и психологи, пришедшие из социологии, главная проблема - социологизация, очеловечивание рожденного индивида).

3) Общение между людьми, их взаимодействие (Этой точки зрения придерживается ряд петербургских и московских авторов отечественной психологии).

4) Характеристика группы или общностей, как целостных образований.

Социальная психология (а, следовательно, и социально-психологические исследования) возникла на стыке социологии и психологии.

Общая психология изучает общие закономерности человеческой психики. Общую психологию интересует вопрос о влиянии социальной среды на развитие психики. Социальная психология является частью общей психологи, но по особой задаче.[2]

Соотношение социологии и социальной психологии (нормативная академическая сторона): социологию интересует социально-типичное (личность интеллигента личность крестьянина), т.е. обезличенного человека; социологию не интересует конкретная личность: социальная психология должна заняться изучением психических характеристик конкретных людей, входящих в социальную среду; в данную группу[3].

Происходит очевидное сближение социальной психологии с социологией (в последние три десятилетия). 3 объективные причины интеграции социальной психологии и социологии:

1) общие объекты исследования;

2) много общего в методах исследования;

3) достаточно близкое содержание подготовки специалистов (Тарыгин, Ядов, Кон, Здравомыслов, Шерковин, Андреева, Делигенский - социологическая социальная психология) (Шорохова, Кузьмин, Бодолев, Платонов, Петровский и др. - психологическая социальная психология).[4]

В настоящее время есть одна социальная психология, а не две как было раньше. За рубежом интеграция наступила раньше, и была она более интенсивной. Огалвин - программа “Ценности и образы жизни” предложил в этой программе интеграцию социальной психологии и социологических критериев. Психологические референты: отношение к себе, к другим людям и т.д. Благодаря этому программа имеет большой успех[5].


Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю. Конечно, моральное развитие и воспитание ...

Стадии развития зависимости
В развитии любой формы зависимости имеются общие закономерности. Научная наркология выделает три стадии этого процесса. Первая стадия. Характеризуется началом взаимодействия между человеком и выбранной им искусственной реальностью. Это проявляется перестройкой психики человека и развитием пристрастия к новой реальности. При этом искусств ...

Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире. Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41]. Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике жи ...