Другая психология » Общение как предмет социально-психологического исследования » Проблемы общения в социально-психологических исследованиях. Характеристика проблем общения

Проблемы общения в социально-психологических исследованиях. Характеристика проблем общения
Страница 1

И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когда они вообще не разговаривают. Но при этом важным моментом является существование обратной связи – то есть получатель коммуникационного сообщения должен иметь возможность так или иначе отозваться на сообщение отправителя[11].

Для эксперта умение правильно построить процесс межличностных коммуникаций имеет особое значение. Для понимания этого процесса крайне важно знать основные законы коммуникации[12]:

1-й закон: Правда не в том, что сообщает отправитель, а в том, что понимает получатель.

Этот закон основан на селективном восприятии информации человеком. Такая селекция производится на основе системы оценок этого человека. Если сообщение проходит через эту систему оценок, или если оно способствует повышению уровня самооценки данного человека, то это сообщение принимается, а его ценность преувеличивается. Если же оно не проходит по системе оценок, или если оно способствует снижению уровня самооценки получателя, то оно полностью или частично отвергается, при этом его ценность преуменьшается. Стало быть, в процессе коммуникации существует положительная обратная связь между отправителем и получателем сообщения.

2-й закон: Если получатель не правильно трактует сообщение, то вину несет отправитель.

Таким образом, ответственность за точную коммуникацию всегда лежит на отправителе сообщения. 2-й закон имеет ряд важных практических следствий:

Фразы: «Вы, наверное, не поняли», «как я уже Вам сказал», «Вы, кажется, не расслышали» и т.д. – запрещенные фразы. Раз Вас не поняли, значит – Вы не неправильно объяснили, и сердиться здесь можно только на себя.

Кроме двух основных законов, ученые установили ряд правил, или аксиом коммуникации[13]:

1. Невозможно не коммуницировать.

Следствие 1.1: хочешь добиться успеха – учись правильно строить процесс коммуникации[14].

2. Любая коммуникация имеет содержательный аспект (уровень понимания) и аспект чувств (уровень отношений. Последний уровень определяет первый.

Следствие 2.1: Успех коммуникации определяется не столько процессом обмена информацией, сколько теми взаимоотношениями между личностями, которые сложились в процессе коммуникации.

Следствие 2.2: В процессе коммуникации люди играют роли, которые определяются их базовыми психологическими установками (см. предыдущий раздел).

Следствие 2.3: То, КАК говорится, важнее, чем то, ЧТО говорится. Интересный собеседник – это не тот человек, который говорит интересные вещи, а тот человек, который Вам интересен. Это правило справедливо для обоих партнеров по коммуникации – Вас будут оценивать так же[15].

3. Структура отношений в процессе коммуникации зависит от того, какие фазы проходит этот процесс.

Следствие 3.1: Способ разбиения процесса коммуникации на фазы, то есть повторение определенной последовательности разговора, изменение значимости сообщений в ходе разговора – влияют решающим образом на ход процесса коммуникации.

Следствие 3.2: Качество восприятия информации зависит от степени внимания собеседника, а оно изменяется. Наиболее высокий уровень внимания – в начале и в конце разговора, поэтому правильное вступление и заключение беседы – решающий фактор успеха процесса коммуникации[16].

Страницы: 1 2


Общие представления о памяти
Мозг человека обладает очень важным свойством не только получать информацию об окружающем мире, но и накапливать, хранить ее. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализаторы, после прекращения этого воздействия не исчезают. И при отсутствии этих предметов и явлений образы сохраняются в вид ...

История шизофрении
Большой клинический полиморфизм шизофрении в ее современном объеме имеет свои исторические корни. Основные клинические варианты этой болезни были выделены еще в донозологический период развития психиатрии. Основные формы, которые в конце XIX века послужили «материалом» для крепелиновского синтеза, были далеко не однородными, каждая из ни ...

Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире. Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41]. Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике жи ...