Психологические принципы эффективного управленияСтраница 1
На сегодняшний день существует несколько вариантов эффективного управления. Постараемся рассмотреть каждый из них:
1. Концепция использования трудовых ресурсов;
2. Технология управления человеческими ресурсами;
3. Гуманистический подход к управлению персоналом.
Среди основных принципов концепции использования трудовых ресурсов можно выделить следующие:
- обеспечение единства руководства - подчиненные получают приказы только от одного начальника;
- соблюдение строгой управленческой вертикали - цепь от начальника к подчиненному спускается сверху вниз по всей организации и используется как канал для коммуникации и принятия решения;
- фиксирование необходимого и достаточного объема контроля - число людей, подчиненных одному начальнику, должно быть таким, чтобы это не создавало проблемы для коммуникации и координации;
- обеспечение дисциплины - подчинение, исполнительность, энергия и проявление внешних знаков уважения должны осуществляться с принятыми правилами и обычаями;
- работники - прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функционирование персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;
- для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход;
- организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;
- поскольку работники по своей натуре склонны противодействовать целям, предписываемым организацией, и в основном не способны на жесткий самоконтроль и самодисциплину, необходим надежный внешний контроль за их деятельностью, чтобы обеспечить достижение поставленных руководством целей.
Социальные и психологические факторы всегда оказывают на производительность труда огромное влияние, но оно разворачивается на фоне материальных, физических и организационных факторов, которые нельзя сбрасывать со счетов. В управлении стали учитывать все более широкий спектр психологических особенностей личности и индивидуальности каждого работника.
Данная концепция использует положения мотивации А.Маслоу в качестве основы для выделения направлений и содержания деятельности по управлению людьми (смотри таблицу).
Соответствие деятельности по управлению персоналом доминирующим потребностям личности.
|
Доминирующая потребность |
Деятельность по управлению персонало |
|
Самоактулизация |
Побуждение служащих к максимальной вовлеченности в процесс труда и управления. Превращение работы в главное средство самовыражение служащих. |
|
Самоуважение. |
Работа должна находиться в зоне устремлений работника, обеспечивая его автономию, ответственность и развивая самоидентичность. |
|
Социальные потребности. |
Работа должна позволять общаться с коллегами и ощущать нужность людям. |
|
Потребность в безопасности. |
Работа должна позволять сотрудникам ощущать свою защищенность, для чего необходимо осуществлять программы пенсионного и социального страхования, поддержки при болезни, гарантии занятости, перспективы карьеры внутри организации, создавать безопасные условия труда. |
|
Физиологические потребности. |
Работа должна обеспечивать возможность восстановления затраченной работником энергии – заработной платы и других видов материального вознаграждения должно хватать, по крайней мере, на восстановление работоспособности. |
ЭИ
в популярной (ненаучной) психологии, теория Гоулмена - смешанная модель ЭИ
- это то, как мы обращаемся с самими собой и нашими взаимоотношениями. Выделяются четыре главных составляющих EQ: — самосознание — самоконтроль — эмпатия — навыки отношений. Дэниел Гоулман выделяет наряду с ними еще и пятую: мотивация. ...
Описание результатов эмпирического исследования.
На первом этапе эмпирического исследования мы провели диагностику по двум опросникам. Целью диагностики по первому опроснику «Шкала поведения на создание полезных социальных контактов» было определение показателей по которым, в том числе, можно диагностировать успешных менеджеров и характеристика группы испытуемых, основным критерием отб ...
Характер и мотивация
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера индивида позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Среди ...
