Типы адаптированности личности к браку.Страница 1
Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает возможность выделить определенные типы личностей:
1) Высокоадаптированные;
2) Среднеадаптированные;
3) Низкоадаптированные;
4) Дезадаптированные.
Высокоадаптированные
индивиды имеют высокие и очень высокие способности к общению, сотрудничеству, кооперации. О таких людях можно сказать, что они «прирожденные психологи», поскольку хорошо понимают психическое состояние других людей. У них высокая способность к самопознанию. Они весьма самокритичны, хотя это и не выливается в самобичевание, и имеют высокое чувство собственного достоинства. Они, как правило, дружелюбно и радушно относятся к другим людям, отличаются высоким уровнем нравственного развития.
К любым обязанностям относятся с достаточной ответственностью, в подавляющем большинстве имеют хорошее психическое здоровье. Психиатры всех школ и направлений, без сомнения, таких индивидов относят к «норме», хотя понятие «норма» само по себе весьма расплывчато. Высокоадаптированные индивиды составляют достаточно большую группу людей. Они являются «ядром» стабильных и удачных браков, ибо лучше других приспособлены к брачной и семейной жизни. У таких индивидов гармонично сочетаются аллоцентрический, социоцентрический, альтруистический и эгоцентрический типы поведения. Поэтому имеется их адекватный выбор в соответствии с обстоятельствами.
Среднеадаптированные
индивиды характеризуются неравномерным развитием общих адаптационных способностей. Например, хорошие задатки к общению и эмоциональным контактам могут сочетаться с неразвитой способностью контролировать свои чувства и эмоции.
Относить тех или иных индивидов к средне-адаптированным мы можем, только исходя из анализа данных психиатрии и медицинской психологии. В современной психиатрии такие личности называют акцентуированными. Советский психиатр А. Е. Личко полагает, что правильнее и точнее говорить об акцентуации характера, представляющей «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Заметим, что как А. Е. Личко, так и К. Леонгард единодушны в том, что акцентуированные личности не являются патологическими.
По мнению А. Е. Личко, при акцентуациях некоторые психические нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в трудных ситуациях.
«Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Ананкастические, паранойяльные и истерические черты могут быть присущи в какой-то мере, собственно, любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности».
Естественно, что различные типы личностей будут испытывать особые затруднения в межличностных отношениях, а их акцентуированные черты могут быть источником значительных трудностей для установления нормальных супружеских взаимоотношений. Насколько часто встречаются лица с теми или иными акцентуированными чертами? К. Леонгард по этому вопросу пишет следующее: « .население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей. В отношении населения какого-либо государства данные могут оказаться совершенно другими».
Таким образом, можно полагать, что акцентуированные личности — довольно распространенный тип, и мы их относим к среднеадаптированным личностям.
Игра как средство воспитания и развития детей
дошкольного возраста с сохранным развитием
Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [10]. Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональн ...
Обзор главных понятий, рассматриваемых в работе
Есть много попыток определить что такое «эмпатия». Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Ты ощущаешь радость или боль другого человека, как он их ощущает. И воспринимаешь их, как их воспринимает он. Генделин считает, что в любой момент времени челове ...
Типология темпераментов И. Канта и В.Вундта
Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время древнегреческим философом и врачом Гиппократом (V-IV вв. до н.э.) и подробно описанных и названных древнеримским врачом Галеном (II в.). Концепция четырех темпераментов оказалась чрезвычайно жизнеспособной. На протяжении последующих во ...
