Типы адаптированности личности к браку.
Страница 1

Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает возможность выделить определенные типы личностей:

1) Высокоадаптированные;

2) Среднеадаптированные;

3) Низкоадаптированные;

4) Дезадаптированные.

Высокоадаптированные

индивиды имеют высокие и очень высокие способности к общению, сотрудничеству, кооперации. О таких людях можно сказать, что они «прирожденные психологи», поскольку хорошо понимают психическое состояние других людей. У них высокая способность к самопознанию. Они весьма самокритичны, хотя это и не выливается в самобичевание, и имеют высокое чувство собственного достоинства. Они, как правило, дружелюбно и радушно относятся к другим людям, отличаются высоким уровнем нравственного развития.

К любым обязанностям относятся с достаточной ответственностью, в подавляющем большинстве имеют хорошее психическое здоровье. Психиатры всех школ и направлений, без сомнения, таких индивидов относят к «норме», хотя понятие «норма» само по себе весьма расплывчато. Высокоадаптированные индивиды составляют достаточно большую группу людей. Они являются «ядром» стабильных и удачных браков, ибо лучше других приспособлены к брачной и семейной жизни. У таких индивидов гармонично сочетаются аллоцентрический, социоцентрический, альтруистический и эгоцентрический типы поведения. Поэтому имеется их адекватный выбор в соответствии с обстоятельствами.

Среднеадаптированные

индивиды характеризуются неравномерным развитием общих адаптационных способностей. Например, хорошие задатки к общению и эмоциональным контактам могут сочетаться с неразвитой способностью контролировать свои чувства и эмоции.

Относить тех или иных индивидов к средне-адаптированным мы можем, только исходя из анализа данных психиатрии и медицинской психологии. В современной психиатрии такие личности называют акцентуированными. Советский психиатр А. Е. Личко полагает, что правильнее и точнее говорить об акцентуации характера, представляющей «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». Заметим, что как А. Е. Личко, так и К. Леонгард единодушны в том, что акцентуированные личности не являются патологическими.

По мнению А. Е. Личко, при акцентуациях некоторые психические нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в трудных ситуациях.

«Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Ананкастические, паранойяльные и истерические черты могут быть присущи в какой-то мере, собственно, любому человеку, но проявления их так ничтожны, что они ускользают от наблюдения. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности».

Естественно, что различные типы личностей будут испытывать особые затруднения в межличностных отношениях, а их акцентуированные черты могут быть источником значительных трудностей для установления нормальных супружеских взаимоотношений. Насколько часто встречаются лица с теми или иными акцентуированными чертами? К. Леонгард по этому вопросу пишет следующее: « .население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей. В отношении населения какого-либо государства данные могут оказаться совершенно другими».

Таким образом, можно полагать, что акцентуированные личности — довольно распространенный тип, и мы их относим к среднеадаптированным личностям.

Страницы: 1 2


Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей
Перинатальный опыт в данном рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния, пережитого (испытанного) ребенком при рождении. Известно, что к трем месяцам жизни плод может испытывать инстинктивный страх в виде оборонительных реакций, весьма выраженных к ко ...

Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В совре ...

Теоретические основы эксперимента
Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мыслей), отличающие креативных от не креативных. По мнению некоторых психологов, это говорит ...