Другая психология » Невербальные средства выражения как форма межличностного общения » Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.
Страница 1

Несовершенное владение речью, ее засоренность, неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют прийти людям к взаимопониманию.

Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее.

По мнению известных писателей и общественных деятелей, речь должна соответствовать следующим требованиям: www.psychologyrise.ru

* правильность речи – ее соответствие принятым литературно-языковым нормам;

* точность речи – ее соответствие мыслям говорящего;

* ясность речи – ее доступность пониманию слушащего;

* логичность речи – ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления;

* простота речи – ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей слога”;

* богатство речи – разнообразие используемых в ней языковых средств;

* сжатость речи – отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений;

* чистота речи – устранение из нее нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости;

* живость речи – отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность, эмоциональность;

* благозвучие речи – ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.

Как в любом искусстве и в любой науке, наилучших успехов в овладении речью достигают те, кто щедро наделен природой соответствующими дарованиями. Говорить толково – реально для многих. Говорить красиво, чаруя людей своей убедительностью, - удел немногих. Такие люди всегда пользуются популярностью. Им свойственны обаяние, свободные манеры, красивая речь.

Ошибочно предполагать, что красноречие сводится к богатству лексики и многообразию художественных приемов. Во многих случаях его можно объяснить индивидуальностью таланта определенной личности. Иногда бывает, что человек говорит не цветисто, а слушать его приятно.

Неординарные, духовно богатые личности владеют магией словесного общения. Ее источают их образ, манера, поведение, интонационная окраска голоса, флюидное свечение глаз. Основная же особенность заключается в том, что выступающий владеет самым трудным и сложным умением – оставаться незамеченным.

Вот, что пишет английский психолог Н. Коупленд: “Аудитория должна думать о том, что говорят, а не о том, кто говорит. Ей должно казаться, что она слушает свои собственные мысли, а не мысли лектора. Пусть слушатели думают, что в их знаниях заслуга принадлежит только им”.

В речевом общении веским доказательством умения говорящего является рассудительность, в отличие от демагогии, выражаясь словами Н.В. Гоголя “мыслить своим умом”. В наше время – время информативной перегруженности – это нечасто встречаемое явление. Люди чутко улавливают, когда говорят с “чужого голоса”. Им больше импонирует демонстрация незаурядности ума выступающего, а также совершенная технология коммуникационного общения (как на вербальном, так и на невербальном уровне).

В речевом общении эффективным является такое качество выступающего, как находчивость. Личное самообладание и умение достойно выходить из неожиданно сложившейся ситуации, всегда позитивно работают на того, кто обладает этими качествами.

По мнению К.С. Станиславского, речь – это та же музыка, то же пение. Он настоятельно предостерегал: голос должен звучать по-скрипичному, а не стучать словом, как горох о доску. Отталкиваясь от этих рассуждений можно заметить, что люди, обладающие музыкальным слухом, особенно чувством ритма, предают своей речи внутреннюю мелодичность. Такие люди обладают оригинальным музыкальным ключом построения речи, что делает ее эмоционально выразительной, порой гипнотически воздействующей на слушателей.

Страницы: 1 2


Деструктивное воздействие средств массовой коммуникации
Расширение информационной среды поставило перед исследователями ряд вопросов о природе взаимодействия информации и человека. Изучается специфика средств массовой информации (СМИ); то, как СМИ влияют на убеждения, мнения, поведение людей – иными словами, те эффекты, которые СМИ оказывают на "потребителей информации". В самом общ ...

Выводы
1. В результате теоретического анализа было определено понятие иррациональных страхов и сформулировано теоретическое понятие и операциональное определение ирациональных страхов. 2. Анализ опросника страхов В. Леви показал, что он не является в полном смысле этого слова психодиагностическим тестом. 3. Переработка пунков согласно требовани ...

Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества
А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности. Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль — и ...