Донаучное изучение сознания
Характерно, что в донаучные исторические эпохи проблема сознания была связана прежде всего с измененными состояниями сознания. В той или иной мере такой подход к сознанию сохранялся, претерпев некоторые изменения, вплоть до появления экспериментальной психологии как науки и философско-теоретического обоснования проблемы сознания у Декарта и Локка в 17-м веке.
Фундамент современных исследований необычных проявлений сознания был заложен людьми доисторических времен и первобытных культур.
Людям этих эпох было присуще так называемое анимистическое видение мира. Речь идет о таком утерянном современным человеком мироощущении, когда человек и его сознание находятся в полном и гармоническом соответствии с окружающим миром и силами природы. В этом смысле на данной ранней стадии развития человечества еще трудно говорить о "сознании" (в современном, новоевропейском значении этого слова). Ведь сам термин "сознание", как указывают многие исследователи, предполагает наличие некоторой раздвоенности человека, то есть, другими словами, наличие рефлексивной дистанции по отношению к себе самому или к окружающему миру.
Людям древних эпох такой раскол единого Космоса на объект и научно исследующий его субъект был совершенно чужд. Они обитали в мире, который от начала и до конца был полностью живым, был буквально пронизан одухотворенностью. Такой мир был густо заселен духами, приведениями и божествами, способными вступать в контакт с людьми и неживыми объектами [8, с.99].
Связующим звеном между миром людей и миром духов были шаманы, совмещавшие в себе функции жреца, знахаря, психиатра, учителя и пророка. Как свидетельство подлинной связи шамана с параллельным нашему миру миром духовных сущностей рассматривалась его способность входить и долгое время пребывать в так называемых измененных состояниях сознания. К последним относятся прежде всего экстаз, транс, а также всякого рода галлюцинаторные видения, слышание голосов и т.д.
Измененные состояния сознания достигались с помощью специальных психотехнических приемов, галлюциногенных препаратов естественного происхождения (например, настой мухоморов или кактус пейот, содержащий сильный галлюциногенный алкалоид – мескалин), а также долгих, подчас изнуряющих тело и душу ритмических танцев.
Интересно также заметить, что сон в доисторические эпохи развития человечества рассматривался как естественный выход в потусторонний мир. Однако, в отличие от простого человека, шаман, как предполагалось, знал "где здесь что". Шаман исследовал эту область и умел толковать сны.
Теоретические аспекты психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию "образовательная среда"
Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее, оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим активно используется еще целый ряд терминов: "среда человека", "среда людей", &qu ...
Методологические проблемы диагностики страхов. Психологический
тест как объективное измерение
«Психологический тест, в сущности, есть объективное и стандартизованное измерение выборки поведения» [26 с. 31]. «Тест – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий» [1, с.139]. «Под тестом понимается специфический инст ...
Средства общения
Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение. Внешний облик человека сознательно ...