Другая психология » Конфликтный потенциал личности » Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.

Психологические характеристики личности и их влияние на конфликтное взаимодействие. Теоретические основы исследования. Основные понятия.
Страница 1

Слово "конфликт" происходит от латинского conflictus - "столкновение" и практически в неизменном виде входит в другие языки. Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает множество сходств в их интерпретации. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

4. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет ("Grolier Multimedia Encyclopedia", 1998).

Упорядочить разнообразие определений конфликта непросто, ведь как пишет Ф.Е. Василкж, "если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то" (Василюк Ф.Е , 1984, с. 42).

Один из возможных вариантов определения конфликта основан на его философском понимании, в соответствии с которым он описывается как "предельный случай обострения противоречия" (Философская энциклопедия, 1964, с. 55). Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как "предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития" (Социологический словарь, 1991, с. 80). Здравомыслов А.Г., автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что "конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Эта форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями" (Здравомыслов А.Г., 1995, с. 94). Р. Дарендорф, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как "любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные ("латентные") или субъективные ("явные") противоположности" (Степаненкова В.М., 1994, с. 141).

В отечественной научной литературе наиболее полное определение социального конфликта дал Е.М. Бабосов (Социологический словарь. Минск, 1991 с.80): "Конфликт социальный (от лат. confliotus -столкновение) - предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенным различием их интересов, целей и тенденций развития.

Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.),обладают определенными функциями, длительностью и степенью остроты". Это определение, схватывая основную суть дела, не отражает всех черт конфликта - его психологизма в частности.

Социальный конфликт - это прежде всего форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе их взаимодействия. В зависимости от аспекта анализа авторы дают определению понятию "конфликт". Конфликт рассматривают как "психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием нестыкуемых тенденций поведения" (Р. Марр, А. Флиастер, 1994); а также "трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и с острыми эмоциональными переживаниями" (В.Г. Зазыкин, А.П. Чернышев, 1992); "борьба за ценности и претензии, за определенный статус, власть, ресурсы, где целями является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника" (О.Н. Громова, 1993); "это социальное противоречие на стадии его реального разрешения между вовлеченными в него субъектами . при этом важно учитывать, что любой социальный конфликт представляет . противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено" (Е.Н. Степанов, 1994).

Психологический словарь" определяет конфликт как "трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями" (Психологический словарь, 1983, с. 161). При этом в качестве его форм выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Е.А. Гиляровов предлагает следующее определение: "Межличностные конфликты - это ситуации, где действующие лица сами несовместимы, либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо в конкретной борьбе стремятся к достижению той же цели, которая может быть достигнута -лишь одной стороной" (Гиляров Е.А., 1994).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Введение.
Проблема конфликтных ситуаций и конфликтного поведения в межличностных отношениях - объект многолетних исследований в психологии, но по прежнему сохраняет свою актуальность. Одной из предпосылок к изучению тенденции личности к конфликтному взаимодействию выступает усложнение системы связей личности с окружающей ее предметной и социальной ...

Эмпирическое исследование особенностей личностных черт женщин-менеджеров. Актуальность темы, организация исследования.
В России сейчас происходит развитие и формирование профессиональной управленческой культуры. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к личности руководителя. Так как от его организаторских, интеллектуальных, коммуникативных, предпринимательских, и личных качеств зависит продуктивность, профессионализм сотрудников и микроклимат в ор ...

Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.
Несовершенное владение речью, ее засоренность, неумение использовать паралингвистические особенности не позволяют прийти людям к взаимопониманию. Имеются большие возможности улучшить качество нашей речи, усовершенствовать ее. По мнению известных писателей и общественных деятелей, речь должна соответствовать следующим требованиям: правиль ...