Отличия холотропного дыхания от ребефинга и вайвейшСтраница 1
Прежде всего, холотропное дыхание - единственная дыхательная психотехника, под которую была разработана серьезная психологическая теоретическая база. Это связано с тем, что С. Гроф, в отличие от основателей ребефинга и вайвейшна, является профессионалом в области медицины и психологии.
Второе отличие состоит в том, что структура холотропного дыхания не предусматривает какого-либо внешнего воздействия на холонавта, кроме музыкального сопровождения. Переживания не программируются ведущим. При этом ограничения на формат дыхания минимальны (в отличие от вайвейшн), а работа ситтера с холонавтом проводится только по запросу последнего.
Третье отличие состоит в том, что создаются все условия, для того, чтобы холонавт мог снять контроль ума и проявить себя. В вайвейшн контроль не снимается. Ребефинг подразумевает АКТИВНОЕ взаимодействие между ведущим и дышащим. Поэтому в процессе ребефинга нет такой глубины погружения в поток переживаний.
Холотропное дыхание - всегда групповой процесс, размер группы - от 10 человек. Это требование формата холотропного дыхания. При этом холонавт и ситтер меняются местами (всегда должно проводиться две дыхательные сессии) [13, с.21-45].
Холотропным дыханием в отличие от вайвейшн нельзя заниматься самостоятельно, и уж тем более дома и в одиночку (отсутствует ситтер, отсутствует интенсивная музыка).
Музыка для холотропного дыхания служит катализатором переживаний и имеет требования к интенсивности и формату [см. таблицу 1].
Таблица 1
Формат музыки для холотропного дыхания
Часы/минуты |
Типы музыки |
00:00 - 00:08 |
Легкая побуждающая, помогающая дыханию |
00:08 - 00:20 |
Еще более стимулирующая |
00:20 - 00:40 |
Барабан или этническая ритмичная (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет). |
00:40 - 01:15 |
Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад). |
01:15 - 01:30 |
Сердечная (открытость, теплота, музыка полета). |
01:30 - до конца |
Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы) |
Однако существуют и противопоказания [см. таблицу 2].
Таблица 2
Противопоказания для использования метода холотропного дыхания
Состояние |
Причина противопоказаний |
Кардиоваскулярные проблемы или высокое кровяное давление |
Переживание может быть физическим или эмоциональным стрессом |
Беременность |
Оживление опыта собственного рождения может сработать как триггер маточных сокращений |
Эпилепсия |
Существует опасность, что эмоциональный или физический стресс может послужить триггером для припадка |
Глаукома |
Оживление опыта рождения или другого стрессового опыта может увеличить внутриглазное давление |
Недавние операции, переломы |
Интенсивные движения могут повлиять на недавние травмы |
Маниакально-депрессивный психоз, параноидальный психоз |
Состояние необычного сознания может стать триггером маниакального эпизода; параноидальные проекции затрудняют интеграцию внутреннего психологического материала |
Методы и структура современной психологии
Методы исследования — это средства, с помощью которых ученые получают информацию, используемую для построения научных теорий. Требования к методам: 1) надежность (получение одинаковых результатов при повторном использовании метода); 2) валидность (выражает соответствие предмету исследования). Методы исследования в психологии. 1. Наблюден ...
Проблема наркомании среди несовершеннолетних. Индивидуально
- психологические особенности наркозависимых
Слово «наркомания» происходит от древнегреческого «наркс». Это означает «беспамятство», «оцепенение» и «мания» - сумасшествие, безумие. Наркотические вещества применяются в медицине в крайних случаях, как болеутоляющие средства. Но у лекарств - наркотиков есть коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и начинает требовать новую ...
Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы ...