Другая психология » Потребности и мотивации деятельности человека » Самосознание «Я»-роли и социальный статус

Самосознание «Я»-роли и социальный статус

Социальный статус - это положение, занимаемое личностью в обществе и связанное с определёнными правами и обязанностями. Отношение к своему статусу играет важную роль в самооценке человека. Различают прирождённый статус, обусловленный полом, этнической принадлежностью, местом рождения, фамилией семьи, и приобретённый статус, определяющийся тем, чего достиг человек в своей жизни благодаря собственным усилиям в различных сферах жизнедеятельности. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один из них определяет его место в обществе. Этот статус называется главным или интегральным, он определяется в основном должностью человека. С социальным статусом тесно связана социальная роль.

Социальная роль - это ожидаемое окружающими людьми поведение, обусловленное статусом человека. Для характеристики особенностей ролевого поведения социологи используют два взаимосвязанных понятия ролевые ожидания и ролевые требования. Под ролевыми ожиданиями принято понимать реакцию со стороны окружающих людей, которые ожидают от исполнителя роли действий, соответствующих ролевым требованиям. Под ролевыми требованиями понимаются обязательные и необходимые действия, вытекающие из принятой личностью роли. Каждый, выполняя какую-либо роль, чётко представляет соответствующий круг обязанностей. В формальных группах обычно строго определены ролевые требования, в первичных - ролевые требования не всегда чётко и однозначно определяются. Если по каким - либо причинам человек не выполняет действий, предписываемых ему данной ролью, то ожидания окружающих не оправдываются. В одних случаях это может вызвать недоумение, в других - привести к формальным санкциям.

Через социальные роли субъекты непосредственно включаются в жизнедеятельность различных социальных групп. Социальная роль является важнейшим средством реализации творческих способностей личности. Исполнение социальной роли для человека, как субъекта, обусловлено определённым объёмом знаний, навыков, умений, выражающих его потребности и интересы. Ролевое поведение всегда есть единство объективного, представленного в виде ролевых требований, и субъективного, выражающего степень освоения роли, обусловленную личностными качествами человека. Если личность вкладывает всю свою энергию и талант в выполнение социальной роли, действует целеустремлённо и ответственно, то, вероятнее всего, выполнение данной роли реализует его сущностное «Я». Если же человек относится к выполняемой роли пассивно и безучастно, то несомненно, что его интересы и направленность его «Я» не совпадают с данной ролью. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряжённости. Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более ролей, возникает ролевой конфликт. Один из способов преодоления конфликта заключается в том, что некоторые роли признаются более важными, чем другие. Когда ролевые требования не отвечают внутренним устремлениям личности, то срабатывают иные защитные механизмы. Так происходит вытеснение из сферы сознания в область бессознательного неприятных переживаний и оценок, связанных с выполнением роли и, Таким образом, индивид адаптируется к ней. Другой защитный механизм - рационализация, когда человек стремится разумно уговорить сам себя в том, что нет ничего неприятного в навязываемой ему роли. Если всё-таки защитные механизмы не срабатывают, то это может привести к эмоциональному срыву. Конфликт между ролью и личностью может закончиться отказом человека выполнять данную роль. Ролевые требования вместе с ролевыми ожиданиями определяются социальными нормами, которые координируют и регулируют поведение людей.


Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями. Основные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Устранение противоречий и управление конфликтными ситуациями Конфликт — , в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. В напряженных ситуациях не оценивайте поведение партнера в форме "ты - высказывание". Он может расценить это как нападение и буде ...

Когнитивный компонент
Джон Аткинсон, сотрудничавший с Мак-Клелландом на ранних этапах исследований, которые были посвящены мотиву достижения, разработал соответствующую теорию. В ней осталась незыблемой основополагающая идея Мак-Клелланда: люди ставят перед собой цели и двигаются к ним потому, что у них есть потребность в достижении. Но Аткинсон (Atkinson, 19 ...

Социально-психологическая адаптация к браку. Особенности ее протекания и значение.
Термин «адаптация» в широком смысле слова понимает­ся как приспособление к окружающим условиям. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегратив­ный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функ­ции: адекватное восприятие окружающей действительно­сти и собственного организ ...