Заключение

Итак, можно выделить некоторые общие закономерности процесса исследования сознания в зависимости от эпохи, в которую он осуществлялся.

На стадии доисторического времени и первобытных культур главная черта подхода к проблеме сознания заключается в следующем: опыт измененных состояний сознания и сновидения рассматривался в качестве даже более реального и содержательного, чем опыт бодрствующего состояния.

Специфику исследования сознания и психики в период 18-19 вв. можно охарактеризовать следующим образом: психологи 18-19 вв. обращали мало внимания на тот факт, что исследуемый феномен касается и их самих, сосредоточившись почти исключительно на отстраненном, "объективистском" исследовании своего предмета. За некоторым исключением психологи этого времени в большинстве своем еще рассуждают так, как если бы их собственное сознание не составляло проблемы, то есть как если бы у них самих не было бессознательного.

Измененные состояния сознания - термин современной психологии, означающий неординарные состояния сознания, которые могут быть достигнуты с помощью специальных тренингов или применением ряда фармакологических препаратов и психоделических веществ (ЛСД-25, псилоцибин и др.).

Существует впечатляющее разнообразие состояний измененного сознания, включая галлюцинации и псевдогаллюцинации, явления дереализации и деперсонализации, множественной личности, чувственного бреда, различные психические автоматизмы, состояния измененного состояния сознания во время сна (обычного или гипнотического), при сомнамбулизме и многие другие. Известно значительное количество факторов, вызывающих состояния измененного сознания. Например, сон как особое состояние организма, равно как и длительное лишение сна, сенсорная депривация, наркотики, алкоголь, повышение или понижение давления, психическая травма и др. далеко не всегда состояния измененного сознания являются следствием, проявлением психопатологии. О психопатологии можно говорить лишь тогда, когда эти состояния не контролируются личностью, являются стойкими и не исчезают без специального терапевтического воздействия. Во многих случаях состояния измененного сознания являются кратковременными и бесследно исчезают вместе с исчезновением вызвавшего их фактора. Более того, известны различные способы, позволяющие сознательно, нацелено вызывать те или иные состояния измененного сознания (йога, аутогенная тренировка, метод С.Грофа, основанный на применении гипервентиляции в сочетании с определенным музыкальным воздействием). Обретенный в состояниях измененного сознания интеллектуальный опыт может быть столь уникален, что оказывает на личность и ее последующую жизнь сильнейшее воздействие (например, пророческие сны). Диапазон эмоций, переживаемый во время измененного сознания, огромен - от ужаса до экстаза. По этой причине известные способы вызывания изменения сознания нередко пытаются сделать источником новых творческих способностей личности.

Феномен измененного сознания трудно вписывается в современные модели психиатрии. Исследования психической деятельности обычно проводятся на уровне наблюдаемого поведения, или нейрофизиологии, и обычно не затрагивают субъективные аспекты опыта.

Классификации подвергается то, что могут увидеть и измерить независимые наблюдатели, тогда как измененное состояние сознания воспринимается лишь субъективно.

Однако этот феномен не только существует, но и служит одной из движущих сил в харизматической группе.


Методы и структура современной психологии
Методы исследования — это средства, с помощью которых ученые получают информацию, используемую для построения научных теорий. Требования к методам: 1) надежность (получение одинаковых результатов при повторном использовании метода); 2) валидность (выражает соответствие предмету исследования). Методы исследования в психологии. 1. Наблюден ...

Принципы радикального лечения алкоголизма
С точки зрения конечного результата абсолютно не принципиально, каким образом и почему человек прекратит употреблять алкоголь. Некоторые сами бросают пить, как правило, после какого либо жизненного потрясения (погиб из-за водки друг, сам получил траву или заболевание, возникли серьёзные проблемы в семье или на работе и т.п.) можно конечн ...

Младший школьный возраст
В возрасте 7— 10 лет у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. В силу своей переходности младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физичес ...