Другая психология » Девиантное поведение как проблема социальной работы » Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков. Сущность и содержание понятия девиантного поведения

Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков. Сущность и содержание понятия девиантного поведения
Страница 2

Зависимое поведение — это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со стремлением полагаться на кого-то или на что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.

В специальной литературе употребляется ещё одно название зависимого поведения - аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction — склонность, пагубная привычка.

В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как:

1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);

2) алкоголь;

3) пища;

4) игры;

5) секс;

6) религия и религиозные культы.

В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

- химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

- нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ отеды);

- гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

- сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, трансвестизм, эксбиционизм, некрофилия, садомазохизм, гомосексуализм, кровосмешение);

- религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечённость в секту).

Условия формирования и причины (факторы) аддиктивного поведения:

- внешне социальные факторы (технический прогресс в области пищевой промышленности или фармацевтической индустрии);

- влияние субкультуры (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания);

- семейные факторы (психологическая травма в детском возрасте);

- индивидуальные особенности конкретной личности (половая избирательность зависимого поведения);

- возрастные особенности;

- бездуховность, отсутствие смысла жизни [22, с.33-34].Суицидальное поведение - это саморазрушительное поведение, к которому, кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах.

Типология суицидов:

- истинный суицид - направляется желанием умереть. Ему предшествует угнетённое настроение, депрессивное состояние или простомысли об уходе из жизни;

- демонстративный суицид — не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Смертельный исход является следствием роковой случайности;

- скрытый суицид (косвенные самоубийцы)- вид суицидального поведения. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Помимо этих причин существуют особые причины, среди которых распространены:

- потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви;

- уязвленное чувство собственного достоинства;

- крайнее переутомление;

- разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных свойств;

- токсикомания и наркомания;

- отождествлением себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство;

- состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда человек утрачивает контроль над своим поведением [22, с.36].

Для установления причин суицидального поведения важное значение имеют их мотивы и поводы позволяющие судить о конкретных обстоятельствах, которые приводят к этому. Установить мотивы и причины не всегда удаётся из-за недостатка сведений.

Страницы: 1 2 3


Описание исходной методики
Рассмотрим предложенную В. Леви методику (см. приложение Таблица 1) с точки зрения требований к характеристикам тестов (см. глава 2). Конструкция данной методики позволяет измерить только наличие определённого уровня страха, но, поскольку шкалы не стандартизированы, трудно судить о том, какой страх преобладает у тестируемого. Утверждения ...

Классическая высшая ступень AT
Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона. Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга. Освоивший высшую ступень AT. Овладевает возможностью вызывать и удерживать перец с ...

Кинесические особенности невербального общения
Изучение собеседника (партнера по общению) по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики. Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает “да” или утверждение. Жест “пож ...