Другая психология » Психология общения и межличностных отношений » Начало, развитие и сохранение межличностных отношений

Начало, развитие и сохранение межличностных отношений

Как психологически связаны симпатия и длительное увлечение? Как мы обращаем эмоциональное влечение в реальные взаимоотношения? Как одно становится другим?

Мой опыт подсказывает — мы планируем встречи с людьми; договариваемся о теме встречи, повседневные дела сводят нас часто с теми, кого мы хорошо знаем. Если изучать контакты лишь между случайными анонимными знакомцами в контекстуально чистых лабораторных условиях упустить тот факт, что в реальной жизни наши встречи с другими людьми, как правило, не являются неожиданными, «предвиденными, случайными — они предсказуемы, ожидаемы и (зачастую) заранее подготовлены. Будучи таковыми, они основываются на воспоминаниях; мы «сочиняем истории», со­гласно которым развиваются ваши взаимоотношения с окружающими. Эти «истории» повествуют о том, как все начиналось, куда движется и что эти отношения значат для нас. Мы создаем «истории» в соответствии с нашей системой ценностей, а правилами межличностного поведения, принятыми в нашей культуре. Мы нуждаемся в истории до тех пор, пока эмоциональное влечение не перерастет в отношение

Повседневная рутина зачастую убивает отношения

В ряде теорий («теория справедливости», Hatfield and Tra-upmann, 1981; «теория обмена», Huesmann and Levinger, 1976) утверждается, что межличностные отношения зависят от прошлых, настоящих или ожидаемых в будущем «вознаграждений», которые мы получаем от партнера по общению. Я думаю, в данном подходе есть одна принципиальная ошибка: считая отношения сложившимися, мы постоянно сознательно поддерживаем их, используя для этого приемы подкрепления, контроля или стратегического развития. Большая часть нашей повседневной жизни удивительно банальна, рутинна, предсказуема. Мы воспринимаем наши долговременные отношения как нечто само собой разумеющееся; мы уверены, что наш партнер, засыпая рядом с нами, проснется, все еще желая оставаться нашим партнером и завтра. Мы нарушаем ритуал завтрака, когда общаемся, друг с другом, словно чужие, когда не используем целый арсенал приемов оказания поддержки друг другу, необходимых для восстановления и сохранения отношений в прежнем виде. В лучшем случае мы проделываем это только с друзьями, которых не видели, целую вечность.

Удивительным фактом повседневной жизни является то, что сценарии поведения, поддерживающие отношения, существуют, однако они перестают работать, как только отношения определились и устоялись. Справедливости ради следует сказать, что отношения между друзьями во многих случаях носят иной характер — дружеские чувства сохраняются вопреки времени и расстояниям без каких-либо контактов между друзьями, если не считать таковыми редкие телефонные звонки, рождественскую открытку или письмо, что вряд ли можно рассматривать как «вознаграждение».

Отношения поддерживаются «мысленно», не только посредством реальных действий, но и убеждения и веры. Они выдерживают расстояние, климат, революции, эпидемии и стихийные бедствия до тех пор, пока мы оба считаем, что они существуют.

К таким вечным, потенциально сильным по своему воздействию видам отношений откосятся отношения между родителями и детьми, между супругами, друзьями, коллегами по работе. Они составляют часть несомненных и удобных в своей предсказуемости моментов нашей жизни, состоящей из рутины, ожиданий и допущений, что многое из того, что произойдет завтра, базируется на сегодняшнем фундаменте. Они не создаются беспрестанно заново, в соответствии с представлениями тех социальных психологов, которые предлагают рассматривать каждый новый день как чистый лист.

Привычность и предсказуемость повседневной жизни помогает объяснить, почему распад, развитие и возобновившие отношений связаны со стрессом. Стресс от разрыва отношений и потери партнера часто вызывается именно однообразием отношений, встроенных в рутину нашей жизни. Мы не осознаем их рутинность до тех пор, пока отношения не оказываются под угрозой. Утрата отношений уносит невысказанные я неоегаванные части нашего <Я>.


Феноменологическая и метафизическая парадигмы в психологии
Цель последующих рассуждений состоит в том, чтобы приблизиться к задаче освобождения научного мышления в психологии от догм и договоренностей, появившихся или имеющих вероятность появиться в результате принятия той или иной парадигмы. Знание содержания своего сознания и знание о том, что данное держание сознания переживается, есть, безус ...

Трудовая деятельность и адаптация как важнейшие факторы антропосоциогенеза
Антропосоциогенез – это процесс происхождения человека, становление его как биологического вида (антропогенез) в процессе формирования общества, которое, в свою очередь обозначается социальным развитием или социогенезом. Методологической основой антропогенеза является естественно-материалистическая теория развития, генетика и дарвинизм, ...

Механизм формирования зависимости
Механизм формирования зависимости включает два базовых компонента. Он может быть запущен любым из них. 1. Диссоциация внутренней реальности (расщепление, разделение). Этот компонент связан с тем, каким образом человек переживает отдельность самого себя, собственное своеобразие. Нарушения восприятия своей уникальности берут начало с того ...