Другая психология » Социальная среда и личность » Социальные ориентации и установки

Социальные ориентации и установки
Страница 1

Социальное поведение ориентировано на общественные ценности, и его результаты имеют об­щественное значение. Побудители такого рода поведе­ния следует искать в социальной действительности, хотя феноменологически они даны в стремлениях и целях личности.

Социальное поведение, как и всякая другая актив­ность, начинается с готовности, установки, в которой, наряду со всеми другими, отражены и социальные стремления, цели, требования и ожидания. При анализе социальной активности человека указанное обстоятель­ство проявляется в наличии у личности социальных тен­денций. Для понимания природы личности совершенно недостаточно знания того, какую информацию имеет индивид о куль­туре, традициях, идеологии и социальных отношениях. Необходимо также учитывать, какие ориентации, уста­новки имеются у него в отношении указанных явлений. www.transportpart.ru

Представленные в сознании личности ориентации и знания тесно связаны друг с другом. Если в знании отражены предметы и явления действительности, то в ориентациях выражаются отношения человека к ней. В них задана тенденция действий человека относительно указанных явлений.

Для оценки знания обычно используется пятибалль­ная система. Оно может быть оценено от 0 до 5 баллов. Ориентация же биполярна. Она может оцениваться от — 5 до + 5. Закономерности формирования и смены ориентации отличаются от законов приобретения знаний. Указанные ориентации условно могут быть подразде­лены на два класса: личные и социальные ориентации.

Личные ориентации создаются у человека под воз­действием индивидуальных потребностей и нужд, тогда как социальные ориентации обусловливаются требова­ниями других людей.

Установка (attitude). Этот термин впервые использовал философ Г. Спенсер, позднее — Н. Н. Ланге, русский психолог. В 1918 г. У. Томас (американец) и Фл. Знанецкий (поляк) определили социальные установки как психическое переживание значения, смысла, ценности социального объекта.

Установка состоит из трех компонентов: описательное знание; отноше-ние; планы, программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.

Занимаясь структурой ценностных ориентации, В. А. Ядов разработал диспозиционную концепцию личности, в которой отдельные установки связываются в определенную уровневую систему диспозиций:

1) элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);

2) социальные установки (формируются на базе оценки отдель­ных социальных объектов и ситуаций);

3) базовые социальные установки (определяют общую направ­ленность личности);

4) система ценностных ориентации.

Изменение установки обычно имеет цель добавить знания, изме­нить отношение, показать последствия изменения взглядов, мнений и т. п.

Установки более успешно меняются через изменение отношения, что достигается, например, внушением. Под гипнозом измененные установки принимают вид твердых убеждений. На формирование ус­тановки оказывают влияние родители (важно сходство установки ро­дителей и детей по отношению к социально значимым объектам) и авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации.

Стереотипы являются одним из видов социальной установки, Знания о людях, накопленные как в личном опыте общения, так и из других источников, обобщаются и закрепляются в сознании лю­дей в виде устойчивых представлений — стереотипов. Они весьма широко используются человеком при оценке людей, ибо упрощают, облегчают процесс познания. Термин «социальный стереотип» вве­ден в социальную психологию У. Липпманом для обозначения пред­взятых мнений и представлений. Таким образом, речь идет, прежде всего, об оценочных стереотипах, а не о поведенческих привычках.

Стереотипы — регуляторы поведения. Наиболее изучены нацио­нальные стереотипы. Они фиксируют отношения между этнически­ми группами, являются частью национального самосознания, имеют выраженную связь с национальным характером. Стереотипы — ду­ховное образование, сложившиеся в сознании людей эмоционально окрашенные образы, передающие значения, в которых есть элемен­ты описания, оценки и предписания. По мнению известных иссле­дователей, сумма истинных знаний в стереотипе всегда больше сум­мы ложных знаний, однако в силу своей большой обобщенности они значительной информации не содержат. [5. c. 163-164]

Страницы: 1 2


Оценка силы нервных процессов
Трудно найти метод, который использовался бы столь же часто в психологических исследованиях, как метод регистрации временных параметров сенсорных реакций. Одним из наиболее широко распространенных способов исследования скоростных параметров психомоторных движений является методика рефлексометрии. Она состоит в регистрации временных харак ...

Сценарные послания.
Из вышесказанного известно, что жизненный сценарий состоит из нескольких решений, которые принимаются ребенком в ответ на сценарные послания, о себе, других людях и о жизни, которые в основном исходят от родителей ребенка. Далее будут рассмотрены природа сценарных посланий, лежащих в основе индивидуального сценария и способы их передачи. ...

Некоторые универсальные принципы в механизме памяти
Данные факты были получены исследователями на основании разных теорий памяти. Немецкий ученый Г.Эббингауз обобщил и вывел некоторые закономености в механизме памяти: 1) При запоминании материала, лучше всего воспроизводятся его начало или конец (“эффект края”) 2) Запоминание пройдет лучше если повторять материал несколько раз в течение в ...