Другая психология » Психологические направления » Определение термина «возраст»

Определение термина «возраст»

Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала, или уменьшается, например детская фантазия, импульсивность в поведении. www.transportine.ru

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека, в частности раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость. За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. Особо следует подчеркнуть, что при этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. Уже к определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей. Например, возраст наступления гражданской зрелости дает право избираться и быть избранным в выборные органы управления обществом, призыв на военную службу, право на пенсию и т.п. Определение возраста часто связывают с понятием «развитие», в частности с развитием психики. Развитие психики — это последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Следует отметить, что онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (это раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Но вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в развитии психики. Процесс развития психики продолжается и в зрелом возрасте, на протяжении всей жизни человека. Основными факторами возрастного развития человека являются: самообразование, профессиональный труд, а также общественная работа, спортивная и другие виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей. Движущими силами развития человека как личности являются возникающие в процессе развития внутренние противоречия.


Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем об ...

Эмпирическое исследование преодоления страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Описание экспериментальной выборки и методов исследования
Определить боящегося ребенка обычно не составляет труда. Об этом мы уже не раз говорили, подчеркивая напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного соб ...

Программа деятельности по социально – педагогическому сопровождению адаптации дошкольников к условиям детского сада
Программа социально – педагогического сопровождения адаптации дошкольников рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Каждая встреча занимает 50 – 60 минут. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации психолога, логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинског ...