Другая психология » Психологические направления » Определение термина «возраст»

Определение термина «возраст»

Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала, или уменьшается, например детская фантазия, импульсивность в поведении.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека, в частности раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость. За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. Особо следует подчеркнуть, что при этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. Уже к определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей. Например, возраст наступления гражданской зрелости дает право избираться и быть избранным в выборные органы управления обществом, призыв на военную службу, право на пенсию и т.п. Определение возраста часто связывают с понятием «развитие», в частности с развитием психики. Развитие психики — это последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Следует отметить, что онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (это раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Но вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в развитии психики. Процесс развития психики продолжается и в зрелом возрасте, на протяжении всей жизни человека. Основными факторами возрастного развития человека являются: самообразование, профессиональный труд, а также общественная работа, спортивная и другие виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей. Движущими силами развития человека как личности являются возникающие в процессе развития внутренние противоречия.


Логические основания личностного развития человека
Относительную логическую завершенность процессов образования человека, т.е. полный логический квадрат общностных отношений в структуре личности, можно выявить, если индивидуальное и субъектное, а также объектное и индивидуальное будут пониматься как общности. Первая из этих общностей выражает единство и уникальность общечеловеческой спос ...

Биологическое значение эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или — ...

Современные концепции личности. Зигмунд Фрейд: Психодинамическое направление в теории личности[1]
Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в сфере неосознаваемых побуждений. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики. В психической жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Уровень сознания состоит из ощущений и пе ...