Другая психология » Психологические направления » Определение термина «возраст»

Определение термина «возраст»

Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала, или уменьшается, например детская фантазия, импульсивность в поведении.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека, в частности раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость. За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. Особо следует подчеркнуть, что при этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. Уже к определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей. Например, возраст наступления гражданской зрелости дает право избираться и быть избранным в выборные органы управления обществом, призыв на военную службу, право на пенсию и т.п. Определение возраста часто связывают с понятием «развитие», в частности с развитием психики. Развитие психики — это последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Следует отметить, что онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (это раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Но вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в развитии психики. Процесс развития психики продолжается и в зрелом возрасте, на протяжении всей жизни человека. Основными факторами возрастного развития человека являются: самообразование, профессиональный труд, а также общественная работа, спортивная и другие виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей. Движущими силами развития человека как личности являются возникающие в процессе развития внутренние противоречия.


Потребности как внутренние побудители активности человека. Какова связь между уровнем развития потребностей человека и уровнем развития его как личности?
Потребность – это нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные животным и человеку, и социальные, которые носят исторический характер, зависят ...

Описание методики №3. Самодиагностический контрольный перечень
1. (0) Я не испытываю чувства грусти (1) Временами мне бывает грустно (2) У меня бывают моменты, когда я испытываю сильное чувство грусти и отчаяния (3) Я повседневно испытываю сильное чувство грусти и отчаяния 2. (0) Я активен(вна), и мне хочется работать (1) Временами мне трудно начать что-то делать (2) Мне часто ничего не хочется дела ...

Психология преступного деяния
Понятие о психологической структуре преступного деяния В основе всех уголовно-правовых построений, в основе самого понятия преступления лежит понятие волевого действия. Психологический анализ преступного деяния - это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния. Преступление как волевое действие индивида ос ...