Предвестники конфликта
"Умный человек найдет выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется", - писал Ханс Рихтер. Гораздо проще разрешить конфликт в самом зародыше, когда еще нет накала страстей и человек в состоянии воспринимать слова оппонента и выстраивать диалог, а не только выплескивать эмоции в крике и негативных действиях. Именно поэтому так важно уметь распознать зарождающийся конфликт.
Как определить, что в воздухе витает какое-то напряжение, что в отношениях с партнером что-то нарушилось? У любого конфликта есть свои предвестники, сигнализирующие о надвигающейся опасности. При появлении этих признаков можно еще успеть предупредить конфликт, уклониться от него или же дистанцироваться, определить свою позицию и выбрать оптимальную модель поведения. Ранняя диагностика конфликтов строится на основе ваших личных наблюдений. Вот признаки, которые помогут вам понять это:
- При встрече партнер отводит глаза, избегает прямых взглядов.
- Увеличивается дистанция комфортного общения, избегает рукопожатий.
- Человек рвет свою связь с партнером.
- Человек рвет свою связь с партнером.
- Выбирает формальные темы для разговора - погода и т.п.
- Перестает интересоваться вашими делами, не рассказывает о своих проблемах.
- Ожесточенно спорит.
- Опаздывает или не приходит на встречи.
- Обсуждает вас "за глаза", отпускает едкие и ехидные замечания.
- Оскорбляет (т.е. потеря контроля над эмоциями). В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу, человек становится способным на крайности.
- При расставании испытывает явное облегчение.
При появлении этих признаков еще можно уклониться от конфликта, выбрать оптимальную модель поведения, попробовать поговорить "по душам".
Для руководителей важно также знать первые предвестники конфликта в организации. Сигналы надвигавшегося конфликта в коллективе могут быть следующие:
- Стихийные мини-собрания (беседы по несколько человек).
- Снижение производительности труда.
- Увеличение мини-конфликтов между подчиненными.
- Снижение продуктивности работы.
- Многочисленные увольнения по собственному желанию.
- Негативный эмоционально-психологический фон.
- Распространение слухов.
- Коллективное байкотирование указаний руководства.
- Рост эмоциональной напряженности.
Существуют различные причины возникновения конфликтов. Рассмотрим факторы, которые стимулируют возникновение конфликтных ситуаций, предложенные В. Линкольном.
Информационные факторы. Включает неточные факты, искажение информации, несвоевременную передачу информации, ненадежные источники информации, обильная и противоречивая информация, неточные акценты.
Поведенческие факторы. Сюда можно включить стремление к превосходству, агрессивность, эгоизм, грубость, бестактность, невыполнение данного обещания.
Факторы отношений. Это любой дисбаланс в отношениях, например: разный образовательный уровень, несовместимость интересов, манеры поведения, разные ценностные ориентиры в жизни, классовые различия, низкий уровень доверия и авторитетности.
Ценностные факторы. Различные культурные, религиозные, политические ценности, различное воспитание, различное представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, т.е. различие нравственных критериев и ценностей.
Структурные факторы. Сюда можно отнести достаточно стабильные объективные обстоятельства, практически не поддающиеся изменению: система управления, право собственности, нормы поведения, социальная принадлежность и т.п.
Проксемические особенности невербального общения
Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Недавно было обнаружено, что у человека есть свои охраняемые зоны и территории. Их изучение не только обогатит представление о собственном поведении и поведении других людей, но и поможет спрогнозировать реакцию другого человека в процессе ...
Выводы и результаты:
1. Люди, занимающиеся самодеятельным театром, лучше различают других людей эмоции. 2. Эмоциональная сфера людей, занимающихся самодеятельным театром, развита сильнее, чем у людей, не занимающихся самодеятельным театром 3. Люди театра имеют более высокий уровень эмпатии, а как следствие они лучше могут понять других людей. 4. Люди, занима ...
Составляющие
ЭИ в модели способностей
В рамках модели способностей выделяются следующие иерархически организованные способности, составляющие ЭИ: · восприятие и выражение эмоций · повышение эффективности мышления с помощью эмоций · понимание своих и чужих эмоций · управление эмоциями Эта иерархия основывается на следующих принципах: Способности распознавать и выражать эмоции ...