Заключение
Страница 1

Понятие «стратегия жизни» характеризует, с одной стороны, систему социокультурных представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее текущее (повседневное) поведение в течение длительного времени, а с другой – способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

Формирование жизненных стратегий может рассматриваться в контексте проявления их в виде фиктивных целей в ранних воспоминаниях.

Ранние воспоминания (early recollections) представляют собой память о специфических инцидентах детского возраста. Эти воспоминания выделяются на фоне общей памяти как случаи, которые индивидуум может визуализировать «духовным взором» таким образом, что отдельные детали, включая оттенки настроения, могут вспомниться, как наяву. Обычно ранние воспоминания имеют большое значение, поскольку имеют отношение к развитию базисных аттитюдов и воззрений индивидуума.

Предположение, заключавшееся в том, что между конструктами ранних воспоминаний и формированием жизненных стратегий личности существует достоверная связь, было подвергнуто проверке с помощью эмпирического исследования.

В результате проведенного исследования выявлено - конструкты ранних воспоминаний связаны с доминирующими жизненными стратегиями. При стратегии «иметь» наиболее часто встречающимися типами личности является «социально-полезный», «избегающий», «берущий». При стратегии «достигать» - «социально-полезный», «избегающий».

Приложение 1. Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)

Назначение теста. Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста.

Инструкция к тесту. Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно вам. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными как в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.

Лист ответов

· Я непременно должен…

· Я непременно должен…

· Я непременно должен…

· Я непременно должен…

· Я непременно должен…

· Я непременно должен…

· Ужасно, если…

· Ужасно, если…

· Ужасно, если…

· Ужасно, если…

· Ужасно, если…

· Ужасно, если…

· Я не могу терпеть…

· Я не могу терпеть…

· Я не могу терпеть…

· Я не могу терпеть…

· Я не могу терпеть…

· Я не могу терпеть…

Обработка и интерпретация результатов

Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики «Жизненные цели» (Э.Дисл, Р.Райан в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова).

Свобода, открытость и демократия в обществе

Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества («Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть… бездуховных начальников».

Безопасность и защищенность

Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует»).

Служение людям. Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременно должна сделать все, чтобы мои ученики были счастливы».

Власть и влияние. Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно должна быть авторитетом для своих учеников».

Известность. В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».

Страницы: 1 2


Теории личности в трудах отечественных и зарубежных психологов
Проблема личности всегда привлекала внимание ученых из разных областей научного знания, практиков-руководителей, военачальников и др. Увидеть внутренний мир личности индивида означает уметь направлять деятельность и поведение ее носителя в общественно полезное русло. Личность как целостное психическое образование всегда служила маяком дл ...

Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В совре ...

Что необходимо для успешного лечения по Довженко?
Не все алкоголики осознают себя таковыми, хотя признаки этого заболевания в основном общеизвестны. Часто алкоголику просто жалко избавиться от своей болезни. «Все пьют, а я чем хуже? Имею право». Лучше, разумеется, если такое понятие превалирует: «Хочу пью, а хочу — нет. Вот возьму и брошу». И очень хорошо, если удастся бросить пить без ...