Социально – педагогическое сопровождение
Страница 1

По определению М.И.Рожкова – цель социально-педагогической деятельности - продуктивное содействие человеку в его адекватной социализации, активизирующее его участие в преобразовании социума.

Именно такое рассмотрение цели социально-педагогической деятельности базируется на субъектно-субъектном подходе, предполагающем активную позицию самого объекта социально-педагогического влияния.

Каковы же компоненты социально-педагогической деятельности, отражающиеся в задачах и путях их реализации (операциях)?

Первая задача - формирование социальной компетентности человека - осуществляется через его социальное обучение.

Вторая задача - воспитание комплекса качеств, необходимых человеку для взаимодействия с окружающей социальной средой (социальной адаптивности, социальной автономности и социальной активности), реализуются на основе социального воспитания.

Третья задача - задача содействия в преодолении трудностей социализации, возникающих проблем отношений с окружающей социальной средой - реализуется через социально-педагогическое сопровождение.

Этот процесс, имея свою специфику, направлен, прежде всего, на поддержку человека в построении им своих социальных отношений, на обучение молодых людей новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социализации.

Социально-педагогическое сопровождение диалектически связано как с социальным воспитанием, так и с социальным обучением. Несомненно, что если сопровождение является фактором воспитания, то воспитание является целевой функцией социально-педагогического сопровождения.

В процессе сопровождения формируется социальная компетентность молодых людей, следовательно, оно способствует социальному обучению, в свою очередь, социальное обучение опирается на социально-педагогическое сопровождение, которое регулирует социальную практику детей и молодежи.

Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, значит следовать вместе с кем - то, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-то. Сегодня слово сопровождение имеет многозначное звучание. Говорят о музыкальном сопровождении, о сопровождении летательных аппаратов, о сопровождении каких-либо технологических процессов. В психологии и педагогике слово сопровождение также толкуется неоднозначно.

В психолого-педагогическом аспекте сопровождение чаще всего рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. М.И.Рожков считает, что сопровождение - это всегда взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Социально-педагогическое сопровождение человека - это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих человеку понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Социально-педагогическое сопровождение не может быть сопровождением вообще. Это не пассивный процесс следования за развитием человека. Оно должно иметь четко выраженные цели.

Мы выделяем три группы целей социально-педагогического сопровождения.

Идеальная цель — адекватная социализация и развитие индивидуальности человека. Эта идеальная цель всегда отражается в персонифицированной цели достижения каждым человеком своего более высокого уровня социальности, проявляющейся в его социальном самоопределении и развитии его индивидуальности.

Процессуальной целью является отражение в педагогических средствах актуальных потребностей развивающейся личности, на основании которых ребенок или молодой человек могут решить возникающую у них личностную проблему.

Социально-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой.

Именно сопровождение, включающее в себя помощь и поддержку, предполагает не решение проблемы за ребенка, а стимулирование его самостоятельности в решении его проблемы.

Субъектами социально-педагогического сопровождения детей и молодежи являются:

•родители и родственники;

•профессионалы, которые осуществляют его целенаправленно в рамках реализации своих профессиональных функций (социальные педагоги, школьные психологи, классные руководители, воспитатели, организаторы работы с молодежью, работники социально-педагогических центров и др.),

Страницы: 1 2 3 4 5


Программа деятельности по социально – педагогическому сопровождению адаптации дошкольников к условиям детского сада
Программа социально – педагогического сопровождения адаптации дошкольников рассчитана на детей младшего дошкольного возраста. Каждая встреча занимает 50 – 60 минут. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации психолога, логопеда, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, медицинског ...

Психология как наука
Человек в процессе жизни познает окружающий мир, имеет свое отношение к предметам или явлениям этого мира. Человек действует в этом мире, проявляет свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, т.е. осуществляет волевую деятельность. Каждый человек отлича ...

Исторически-философский подход к пониманию «Ки», а также интерес учёных различных направлений к понятию «Ки». Объяснение этого понятия Уэсибой – мастером айкидо
Человек, подобно другим созданиям или предметам, возникает «почти из ничего», из неделимой субстанции, из которой создана Вселенная. Христиане называют её «Богом», буддисты называют её «Буддой», члены Сока Гаккаи (необуддийской секты в Японии) называют её «Гохонзон». Всё это имена, данные различными культурами и на различных языках, одно ...