Условия и пути самореализации личности
Страница 1

Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие:

пассивная позиция по отношению к действительности; www.transfeature.ru

вытеснение и другие способы защиты "Я", а именно – проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

Как отмечает Л. Столяренко, анализируя концепцию В Франкла - деградации личности могут способствовать психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности складываются из:

1) формирования психологии "пешки", глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен "выученной беспомощности");

2) создания дефицита благ, когда ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

3) создания "чистоты" социального окружения – разделение людей на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", создания вины и стыда за себя;

4) создания культа "самокритики", признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5) сохранения "священных основ" (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии);

6) формирования специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным "нереальное существование" поскольку из сложного противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в "нереальный мир ясности, упрощенности". У человека формируется несколько "Я", изолированных функционально друг от друга. Образуется "экзистенциональный вакуум", когда человек потерял "животные инстинкты", социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая "пешкой" в чужих руках ("воскресный невроз") [13,129]. Такому человеку, по мнению В. Франкла, требуется "логотерапия - борьба за смысл жизни".

Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью.

Основное в жизни зависит от самого человека. Наперекор всевозможным трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой и счастливой. Чтобы раскрыть эти способности, необходимо определить главные ориентиры, выбрать свою концепцию жизни. В общем случае, как отмечает П. Иваницкая, мы имеем дело со специфической психологической категорией "стратегии жизни", которая определяется как "целостное представление человека об основных путях и методах достижения своей стратегической цели в жизни" [5,4].

Конечно, естественное течение жизни всегда вносит свои коррективы. Но, невзирая на это, процесс жизнетворчества предусматривает: осмысление человеком своего назначения; выработки жизненной концепции и жизненного кредо; сознательный выбор жизненных целей и оформление их в жизненную программу как систему долговременных целей и средств их достижения в определенной временной перспективе.

"Основная жизненная цель, - писал Г. Ващенко, - которую ставит перед собой человек, является двигательной силой в ее деятельности, тем стержнем, около которого концентрируются сила и способности. Поэтому можно считать, что она, как выражение воли человека, формирует его психически и физически [11,221].

Страницы: 1 2


Социальные роли
В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции. Являясь членом тех или иных социальных групп, высту ...

Экспериментальное изучение влияния темперамента учащихся на их профессиональный выбор. Организация и проведение исследования
Экспериментальная часть нашего исследования проводилась с учениками 9 и 11 классов общеобразовательной школы (выборка состояла из 21 человека). Исследование осуществлялось в несколько этапов: На первом этапе определялся тип темперамента испытуемых. На втором этапе осуществлялся выбор желаемой профессии и вида профессиональной деятельност ...

Мотивы и чувство
Чувства - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих субъективное значение предметов в конкретных сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную знач ...